7 класс. Литература.09.02.2020

Тема: А.П.Чехов "Хамелеон". Теория приспособленчества в произведении.

                                                   Ход урока:

Ход урока


I. Организационный момент.


II. Проверка домашнего задания: "Верные и неверные утверждения".

Ребята, к сегодняшнему уроку вы самостоятельно изучили по учебнику биографические сведения об А.П. Чехове. Давайте проверим, насколько глубоки ваши знания с помощью игры "Верные и неверные утверждения". Итак, с какими утверждениями вы согласитесь, а с какими - нет? Прокомментируйте свой ответ.

1. А.П. Чехов родился в Ростове. (-)

2. Детство писателя было безоблачным и счастливым.(-)

3. Чехову пришлось в 6 класса вести самостоятельную жизнь, зарабатывая уроками. (+)

4. Свои произведения Чехов начинает печатать в гимназические годы. (-)

5. А.П. Чехов закончил медицинский факультет Московского университета и стал врачом. (+)

6. Чехов подписывал свои рассказы псевдонимом Антоша Чехонте. (+)

7. Вторая книга писателя называлась "Пестрые рассказы". (+)

8. В творчестве Чехова преобладает юмор. (+)

9. А.П. Чехов был искренним и гостеприимным человеком. (+)

10. А. П. Чехов прожил долгую жизнь. (-)


III. Стадия вызова.

Сегодня на уроке мы познакомимся с рассказом А.П. Чехова «Хамелеон».


  • Какие ассоциации возникают у вас при чтении данного заголовка? Что вы знаете об этом животном? Каковы его особенности? (Хамелеон - это животное, разновидность ящериц, меняющих свой цвет в зависимости от обстановки).


  • А что общего может быть между животным хамелеоном и человеком? (Это может быть человек, легко меняющий свои взгляды в зависимости от ситуации).



Важно! 


Итак, давайте проверим ваши предположения, работая с текстом. Перед нами стоит непростая задача. Мы должны не только прочитать и проанализировать рассказ А.П. Чехова «Хамелеон», но и понять, почему рассказ имеет такое название, что хотел сказать автор.


ІV. Стадия осмысления.


Отрывок № 1 (прослушивание актерского чтения). До слов: "В слезящихся глазах его выражение тоски и ужаса".

1. Где происходит действие рассказа? (Базарная площадь).

2. Кто герои рассказа? (Полицейский надзиратель Очумелов, городовой Елдырин, золотых дел мастер Хрюкин).

3. О каком скандальном событии повествуется в отрывке? (Хрюкина за палец укусила собака).

4. Как вы думаете, почему "в слезящихся глазах (собаки) выражение тоски и ужаса?". (Она боится, не знает, как с ней поступят).

5. А какие у вас предположения по этому поводу? Как вы думаете, что будет дальше?


Отрывок № 2 (самостоятельное чтение). До слов: "Не рассуждать!"

1. Подтвердились ли ваши предположения?

2. Как вы думаете, чью сторону в конфликте поддержит Очумелов? Каковы возможные варианты его поведения? Давайте представим их в виде "дерева предсказаний".

Правила работы с приемом "Дерево предсказаний" таковы: ствол дерева – это тема, ветви - предположения, которые ведутся по двум основным направлениям - "возможно" и "вероятно" (количество "ветвей" не ограничено), и, наконец, "листья" - обоснование этих предположений, аргументы в пользу того или иного мнения.

В нашем случае ствол – поведение Очумелова (Как поведет себя Очумелов дальше?).

Ветви – возможные и вероятные варианты его поведения. (1. Испугается генерала, накажет Хрюкина. 2. Не пощадит щенка. 3. Пожалеет щенка).

Аргументы – цитаты из текста. ( 1. «Генерала Жигалова? Гм!.. сними-ка, Елдырин, с меня пальто…», «…расковырял палец гвоздиком… знаю вас, чертей». 2. «Как оштрафую его, мерзавца…», «А собаку истребить надо». 3. «Нешто она достанет до пальца?», «Она маленькая».)




Отрывок № 3 (выразительное чтение вслух). До конца рассказа.

1. Давайте вернемся к "дереву предсказаний". Какое предсказание оказалось верным? (В конце виновником оказывается Хрюкин, а собака взята под защиту как генеральская).


2. Как же ведет себя полицейский Очумелов? Что вы заметили? (Он постоянно меняет свое мнение).


3. Сколько раз и почему меняет своё решение Очумелов? Как это проявлялось внешне? (Шесть раз Очумелов меняет свое решение в зависимости от чина предполагаемого хозяина собаки. При этом 6 раз меняется тон героя: от начальственно-повелительного до рабски-трусливого).

4. Можем ли мы назвать такое поведение Очумелова хамелеонством и почему? (Главный герой рассказа – человек лицемерный, так как он менял своё мнение много раз, и угодливый, потому что менял его  в зависимости от чина хозяина собаки. Т.е. ведет себя, как хамелеон).


5. Только ли Очумелову присущи черты хамелеонства? Сколько хамелеонов вы видите в рассказе? (Хамелеонство свойственно и Очумелову, и Хрюкину, и даже толпе, которая то сочувствует мастеровому, то смеется над ним Т.е. это явление приобретает общественный характер).


6. Чем опасно хамелеонство как общественное явление? (Особенно опасно, когда такие люди стоят у власти. Навряд ли следует рассчитывать на их справедливость).


5. Итак, в рассказе нет слова хамелеон. Почему же возник такой заголовок, оправдан ли он? (Употребляет это слово автор в переносном значении. Хамелеон - это человек, который меняет свое мнение в зависимости от окружающей обстановки. Очумелов меняет свое мнение в зависимости от чина хозяина собаки. Чехов утверждает, что хамелеонство приобрело всеобщее явление, за которым кроются чинопочитание, подхалимство, угодничество, лицемерие, самодурство. Поэтому его рассказ становится гневным обличением российской действительности того времени).


7. Можем ли мы столкнуться с хамелеонством в нашей жизни? (В наше время можно также встретить таких хамелеонов. Но это явление вызывает негодование и отвращение, поэтому каждый должен бороться с проявлениями такого порока).


9. Как вы думаете рассказ «Хамелеон» юмористический или сатирический?

Чтобы ответить на этот вопрос, вспомним, что такое юмор, а что такое сатира, используя кольца Вена.

Предмет юмора – частные недостатки

Высмеивается поведение, характер, внешность, речь, привычки.

Негодующий злобный смех, направленный на обличение.

Предмет сатиры – опасные пороки

(Хамелеонство – понятие общественное. Персонажи рассказа смешны, комичны. Но Чехов показывает хамелеонство как общественное явление и заставляет нас не только смеяться, но и негодовать. В этом проявляется сатирическая направленность рассказа).

V.Домашнее задание.


А теперь я предлагаю вам поработать с "выходными картами". На листочках в течении 3 минут коротко напишите свои соображения по следующим пунктам:

Самая главная мысль урока ...

Вопрос, который остался у меня после урока....

Мысль, с которой я не согласен....

Общее впечатление от урока...


Комментарии

Популярные сообщения из этого блога