- Получить ссылку
- X
- Электронная почта
- Другие приложения
Литература. 6 класс. 16.04.21
Тема: Внеклассное чтение. Диалог о Жюле Верне. Мир приключения в романе "Дети капитана Гранта"
Ход урока
1.
I. Пробуждение чувств.
-Что такое приключение? (Словарь С.И.Ожегова даёт такое определение понятию: “приключение – происшествие, неожиданный случай в жизни”)
- Постройте ассоциативный ряд к слову “приключение” (веселье, забава, Робинзон Крузо, сокровища, герой, приключенческие романы, Жюль Верн)
Сегодня мы знакомимся с новым именем в мировой зарубежной литературе. Это имя Жюля Верна – человека величайшей работоспособности, автора более 100 томов. На родине писателя, в Нанте, хранится собрание его рукописей объёмом 15 тысяч рукописных листов.
- Обратимся к теме урока: “Диалог о Ж.Верне” Что такое диалог? Мы будем вести сегодня диалог о Ж.Верне, а поможет нам в этом таблица.
1.Прежде чем мы узнаем, в чём состоит своеобразие его личности, каковы основные этапы жизни Ж.Верна, давайте обратимся к 1 части вашего домашнего задания: таблице, состоящей из 3 столбиков, первые 2 из которых вы постарались заполнить дома. 3 столбик вы заполните в конце нашего урока, после знакомства с биографией Ж.Верна. Что же у вас получилось?
Что я знаю о Ж.Верне? (уровень первоначальных знаний) | Что я хочу узнать?(что вы считаете нужным узнать о нём?) Уровень интересов | Что я узнал? (уровень полученных знаний) |
Автор романов “Дети капитана Гранта”, “Таинственный остров”, “200 тысяч лье под водой”. Француз, получил хорошее образование. | Что это за человек? Как он выглядит? Как он жил? Что любил? Как решил стать писателем? Были ли у него дети и пошли ли они по его стопам? Каковы его увлечения, пристрастия? |
II. Ж.Верн как личность
Давайте обратимся к портрету (демонстрация портрета). Каким вам представляется этот человек, какими чертами характера, на ваш взгляд, он обладает?
Проверить правильность ваших предположений я предлагаю с помощью эпиграфов к уроку – слова самого Ж.Верна о себе.
Задание: давайте прочитаем эпиграфы и попробуем выяснить, о каких чертах характера автора они говорят. Выводы оформим в виде схемы.
1“Море, музыка и свобода – вот всё, что я люблю”. (Свободолюбивый, любит природу, музыку, имеет утончённый вкус, умеет эстетически наслаждаться прекрасным). | 2.“Не думаю, что хоть однажды в жизни я делал какую-либо работу спустя рукава. Труд для меня - источник единственного счастья, жизненная функция”. (Трудолюбивый, ответственное отношение к делу) |
Ж.Верн как личность
3. “Я люблю уют и покой. Я был бы совершенно счастлив в монастыре. Тихая, посвящённая науке и работе жизнь – наслаждение для меня”. (Любит одиночество и работу). | 4. “Интерес к технике и промышленности всегда был важной чертой моего характера” (Техническая направленность личности, но при этом автор более 100 произведений – гуманитарий, всесторонне развитая личность, образованный человек) |
Выводы о качествах характера после обсуждения записываются в схему.
III. Жизненный путь Ж.Верна.
Ваши ответы показали, что вы хотели бы узнать о важных событиях жизненного пути автора, поэтому мы обращаемся к материалу, который есть у каждого на столах, “Жизненный путь Ж.Верна”. Я сообщу вам о важных событиях его жизни, ваша задача – подобрать заголовок каждому жизненному периоду, то есть отразить основное событие, приобретение этого периода.
( Работа с раздаточным материалом “Жизненный путь Ж. Верна”).
Вопросы: Как вы озаглавили основные периоды в жизни автора? Почему именно так? Какую информацию вы зафиксируете в 3 колонке вашей таблицы? (Заполнение 3 столбика).
Совпало ли первоначальное представление о Ж.Верне с последующим?
Что показалось наиболее интересным?
IV. Ж.Верн как писатель, художник слова.
Я предлагаю вам снова обратиться к портрету писателя, но уже не для того, чтобы узнать его как личность, а как художника слова, автора научно-приключенческих, научно-фантастических романов.
С какими произведениями у вас связано, ассоциируется имя Ж.Верна?
В помощь я прочитаю небольшое стихотворение, и, если вы будете внимательными, услышите в нём подсказку:
Погляди: оживает этот старый портрет,
Он из рамы шагает: “Сколько зим, сколько лет!”
Жар труда и таланта, благородная цель –
Дети смелого Гранта и чудак Паганель.
Как живая легенда “Наутилус” плывёт,
Честь и совесть Дик Сенда увлекают вперёд!
Всё и странно, и просто,
Но спешат корабли,
И таинственный остров утопает вдали…
Поражается каждый: были рядом и нет!
Вот что может однажды нам поведать портрет!
Ваши ответы запишите в виде схемы:
“Таинственный остров” | ||
“5 недель на воздушном шаре” | ||
“200 тысяч лье под водой | ||
” | ||
“Вокруг света за 80 дней” | ||
“Робур – завоеватель” | Ж. Верн | “Дети капитана Гранта” |
(именно этот роман станет пред метом нашего анализа далее) | ||
V.“Дети капитана Гранта”, понятие “научно-приключенческого романа”
- Давайте побеседуем о жанре этого произведения. Что такое жанр?
Ваши версии.
научно-приключенческий роман | приключенческий роман |
- Почему научно-приключенческий роман? Что отличает этот роман от произведений Ф.Купера и Л.Стивенсона? (Научность описаний)
- Давайте расшифруем это определение.
- Почему с неослабевающим интересом читаются страницы, посвящённые подробному описанию аргентинских памп, рельефа Кордильер, климату Патагонии и её жителей патагонцев?
- Какой путь проделывают герои в 1 части романа по поискам капитана Гранта? (Индивидуальное задание). Какие приключения вам особенно запомнились?
VI. Кульминация.
– Важно отметить, что этот роман вдохновил на творчество не только режиссёров и сценаристов (как результат – фильм с одноименным названием), но и композиторов. И.Дунаевский написал изумительно красивую мелодию к этому фильму - “Увертюра”
Мы знаем, что музыка помогает отразить, передать душевные переживания , внутреннюю жизнь героев. Мы послушаем отрывок из “Увертюры”. Слушая мелодию, ответьте, пожалуйста, на вопросы:
Какие чувства и образы вызывает у вас эта мелодия? Передаёт ли она романтику приключений, стремление к новым открытиям, слышен ли в ней шум моря?
Эти чувства можно сравнить с теми, которые испытывают герои романа “Дети капитана Гранта”?
VII. Домашняя работа
Составить синквейн "Жюль Верн"
!!!! Работы прислать ДО 19.04.21
- Получить ссылку
- X
- Электронная почта
- Другие приложения
Комментарии
Отправить комментарий