7 класс. Литература.08.02.2020

Тема: А.П.Чехов "Толстый и тонкий". Смысл названия произведения.

                                                                                  Ход урока:

 Сегодня мы изучим рассказ «Толстый и тонкий».

История        создания рассказа «Толстый и тонкий»

-В 1883 году появилась первая редакция рассказа «Толстый и тонкий».Позже, в 1886 году А.П. Чехов переработал рассказ и включил его в сборник «Пёстрые рассказы»

«Толстый и тонкий» написан в жанре « сценки»; основные достижения Чехова относятся именно к этому жанру.

- Какую цель вы можете поставить перед собой на урок?

Чехова все знают и помнят за его юмористические и стилистические произведения. В своих коротких рассказах чехов комически представляет разных людей. Используя смех, смешные ситуации, А.П. Чехов подчеркивает, что умение смеяться – это дар человека. Противник, выставленный смешным в жизненной ситуации, - уже наполовину побеждён. А умение увидеть смешное помогает каждому человеку сохранить мужество и оптимизм в самых трудных ситуациях. Ребята, давайте вспомним определения юмора и сатиры

·         Юмор- изображение героев в смешном виде; весёлый, доброжелательный смех

·         Сатира- высмеивание разоблачение отрицательных сторон жизни путём изображения их в нелепом, карикатурном виде; злой смех.

·         Сатира - злая насмешка, юмор - дружелюбный смех. Между ними целая гамма оттенков смеха: шутка, насмешка, ирония, сарказм.

·         - Как вы думаете, что такое юмористическая ситуация? Да, верно, это ситуация, вызывающая смех. А что еще может вызвать смех? (диалог, название)

 

Верно, именно о юморе и речи героев мы сегодня будем говорить.

А для того, чтобы определиться с целями (задачами) урока предлагаю

пройти блиц-опрос по рассказу  В КОНЦЕ УРОКА!!!!

 

Таблица 1 – Блиц-опрос по теме и идее рассказа А.П. Чехова

Вопросы

Предполагаемые ответы

Тема – о чем?

Встреча двух одноклассников, незапланированная, случайная, после многих лет.

Идея – для чего?

Открыть для читателя смешное в самой жизни или в любой жизненной ситуации, поскольку «Умение смеяться помогает изменить мир»(обратите внимание – это эпиграф нашего урока)

Что высмеивает А.П. Чехов?

Высмеивает такие качества человека, как: чинопочитание, угодничество, подхалимство, самоуничижение (занижение значимости себя как личности), подобострастие.

Как называется добрый смех?

Добрый смех – ЮМОР, это смех дружелюбный, добродушный, беззлобный, веселый, сочувственный, смех-доброе, дружеское подшучивание.

Что такое осмеяние героев?

Осмеяние – это САТИРА – смех злой, сердитый, изобличающий отрицательные качества или негативные поступки героев. Сатира – беспощадное осмеяние человеческих пороков.

 

Давайте поразмышляем: «Как вы думаете, этот рассказ юмористический или сатирический?»

/ после обсуждения в паре или группе, предлагают свои варианты ответов/

Вывод: Рассказ А.П. Чехова «Толстый и тонкий» сатирический, поскольку автор высмеивает человеческие пороки, отрицательные качества личности.

 

Давайте поработаем над содержанием рассказа.

КРОССВОРД? (карта №2)

Сравнительная характеристика героев (карта 3) составить характеристику главных героев по их речи (по вариантам? 1-ый – толстого, 2-й-тонкого?)

- Смешным или грустным вы назвали бы рассказ? А можно его назвать смешным и грустным одновременно?

3.Физкультурная   минутка. Т.к. чехов любил театр, мы с вами должны изобразить?

Собраться в дорогу нам сущий пустяк,

Оденем на плечи дорожный рюкзак!

Рассказы мы Чехова с полки возьмём

И смело в дорогу все вместе пойдём.

Придём на вокзал и посмотрим вокруг:

И справа, и слева - везде стоит друг.

Закроем глаза и представим Цветы. Их в вазу поставим,                           И счастливы мы.

Рефлексия -Вернемся к вопросам, поставленным вначале урока:

Над чем можно смеяться, читая Чехова?

Чему радоваться?

Чем восхищаться?

- Сформулируйте ответ на вопрос, опираясь на приобретенные во время урока знания.

- Можно ли утверждать, что мы сегодня прочли юмористический рассказ? Как автору удается вызвать у нас смех?

 

 

- Почему это произведение не потеряло актуальности и в наши дни?

Толстый — человек, имеющий достаток и высокое положение в обществе, хороший доход, сытый и преуспевающий. Но несмотря на это, он общается с другом детства на равных, искренне рад встрече.

Тонкий — человек, занимающий незначительное положение в обществе, знающий нужду, но умеющий приспосабливаться к людям, чинам, обстоятельствам. «Тонкий» относится к тем людям, которые в других прежде всего ценят награды, звания, а не человеческие качества. Самое обидное, что это распространяется не только на знакомых, но и на друзей.

9. Заключительное слово учителя.

Смех Чехова, добрый и веселый, подчас становится ироничным, грустным. В своих коротких рассказах, которые часто называют сценками, Чехов комически представляет разных людей.

???

Служишь где? Дослужился? — В царской России существовал специальный законодательный акт, определявший порядок прохождения службы чиновниками. Он был издан Петром I и назывался «Табель о рангах». «Табель о рангах» устанавливала 14 рангов (классных чинов, 1-й — высший) для военных, штатских и придворных. Все чиновники имели определенный чин и постепенно двигались вверх, получая новые чины. По отношению к чиновникам не использовали глагол работать, а употребляли глагол служить или словосочетание ходить на службу. Вопрос героя имеет такой смысл: «Работаешь ли ты чиновником? До какого чина ты уже дослужился?» После 1917 года «Табель о рангах» была упразднена. Но в царской России чиновники очень хорошо разбирались во всех тонкостях «Табели...» и относились к чину, который имеет человек, с большим вниманием.

Пахло... ветчиной и кофейной гущей: ветчина в то время считалась едой простонародья, запах кофейной гущи говорил о низком сорте сваренного кофе.

Ученик третьего класса: в царское время в гимназию поступали в девять-десять лет, всего классов было семь. Значит, Нафанаилу двенадцать-тринадцать лет.

 

Приятно-с, вельможи-с, хи-хи-с — частицу -c в XIX веке добавляли к словам тогда, когда хотели показать свое подчиненное положение; употребление этой частицы вносит в речь оттенок угодливости и самоуничижения. употреблялся среди равных по статусу людей, но со временем всё чаще использовался при обращении низшего по званию, чину к более высшему. То есть приобретал статус излишней почтительности, демонстративного самоунижения, заискивания перед вышестоящим руководством. Так всегда прислуга обращалась к своим хозяевам. После Революции 1917 года словоерс практически полностью пропал из употребления,

 

Названия рассказа «Толстый и тонкий» сразу же проводит грань между двумя персонажами. Этот прием называется «контраст». Один герой противопоставляется другому, несмотря на то, что раньше они друзьями. Теперь их разделяет статус: один богат, другой беден. Уже в названии писатель закладывает основу конфликта: подчиненный и начальник, хозяин жизни и неудачник.

В данном случае слова «толстый» и «тонкий» означают не столько физиологические особенности героев, сколько их разный социальный статус и, главное, их полностью противоположные мироощущения. Один, как соломинка, пригибается к земле, стелется перед тем, что выше и крепче его. На нем, как вьюки на верблюде, висят чемоданы и заботы о семье. А Толстый свободен и обеспечен, у него нет обузы в виде багажа и семейства. Поэтому он и толст: все блага он потребляет сам. Смысл заглавия рассказа «Толстый и Тонкий» именно в противопоставлении этих героев.

Используя смех, смешные ситуации, А.П. Чехов подчеркивает, что умение смеяться – это дар человека. Противник, выставленный смешным в жизненной ситуации, - уже наполовину побеждён. А умение увидеть смешное помогает каждому человеку сохранить мужество и оптимизм в самых трудных ситуациях.

Д/З читать рассказ "Хамелеон"





Комментарии

Популярные сообщения из этого блога