Язык. 5 класс.07.05.21

Тема: Подготовка к контрольному письменному сочинению-описанию внешности человека по картине.

Ход урока

1. Ход урока

1 Организационный момент. Приветствие учащихся.


Учитель:

Ребята, сегодня у нас урок развития речи. И я надеюсь, что вы будете внимательными, активными и все у нас получится. Я искренне надеюсь на то, что урок вам понравится и запомнится.

2 Мотивация. Постановка цели и задач.



Итак, тема нашего урока «Описание внешности человека». Какие задачи мы должны сегодня решить?


-- Что такое описание внешности человека;

-- Какова задача описания;

-- Каковы особенности описания;

-- Как построить описани

3 Актуализация опорных знаний.


Ребята,  скажите, что с помощью каких слов можно описать во внешности?


Дети: описывают внешность человека, а именно лицо, глаза, волосы, фигура, мимика, жесты.

Учитель: 

Ребята, скажите, пожалуйста, что вы представляете, когда речь идет о портрете?

Дети: картина, на которой изображен человек.

Учитель: вы правы.Слово портрет заимствовано из фр. рortrait, от старофранц. portraire – «воспроизводить что-либо черта в черту», устар. парсуна от лат. persona – «личность, особа» – изображение или описание какого-либо человека, либо группы людей, существующих или существовавших в реальной действительности.

В зависимости от того, кто изображен на портрете портреты относятся к групповым (двойным) и одиночным.

Словарная работа: запомни правописание слова ПОРТРЕТ, используя его лексическое значение.

Дети: записывают в тетрадь.



Описание внешности называется портретом, вот его компоненты, запишите их в тетрадь.


Дети: записывают в тетрадь.

4 Постановка учебной задачи.

Учитель:

А теперь выясним, какие бывают портреты. Нам помогут тексты, в которых встречаются описания портретов.


Учитель:

Пожалуйста, прочитайте отрывок.

Дети: читают отрывок по очереди вслух. И.С.Тургенев «Бежин луг». Цель – подчеркнуть индивидуальность. (по щелчку показать цель)

1 отрывок

Первому старшему изо всех, Феде, вы бы дали лет 14. Это был стройный мальчик. С красивыми и тонкими, немного мелкими чертами лица. Кудрявыми белокурыми волосами, светлыми глазами и постоянно полувеселой, полурассеянной улыбкой.

У второго мальчика, Павлуши, волосы были всклоченные, черные, глаза серые, скулы широкие, лицо бледное, рябое, рот большой, тело приземистое, неуклюжее.

Лицо третьего, Ильюши, было довольно незначительное: горбоносое, вытянутое, подслеповатое, оно выражало какую-то тупую, болезненную заботливость; сжатые губы….., сдвинутые брови не расходились.

Четвертый, Костя, мальчик лет двенадцати….с печальным взором. Все лицо его было невелико, худо, в веснушках, книзу заострено, как у белки; но странное впечатление производили большие, черные,жидким блеском блестевшие глаза.

Последнего, Ваню, я сперва было и не заметил….только изредка выставлял кудрявую голову.

Учитель:

Кто назовет автора и произведение? ( «Бежин луг» И.С.Тургенев)

А теперь определим задачу описания, в этом вам поможет карточка №2.



2 отрывок

Настя была как золотая курочка на высоких ножках. Волосы у неё, ни темные, ни светлые, отливали золотом, веснушки по всему лицу были крупные, как золотые монетки, и частые, и тесно им было, и лезли они во все стороны. Только носик один был чистенький и глядел вверх.

Митраша был моложе сестры на два года. Ему было всего только десять лет с хвостиком. Он был коротенький, но очень плотный, лобастый,

затылок широкий. Это был мальчик упрямый и сильный.

Учитель:

Назовите автора и произведение? («Кладовая солнца» М.М.Пришвин)

Какова задача этого описания? (Раскрыть внутренние качества)


3 отрывок

Это был мальчик лет десяти, больше меня, худощавый и тонкий, как тростинка. Одет он был в грязной рубашонке, руки держал в карманах узких и коротких штанишек. Тёмные волосы лохматились над чёрными задумчивыми глазами




- Друзья, в зависимости от замысла и цели, описания внешности делятся на несколько видов: деловое, научное, художественное. Давайте вернемся к нашим портретам и определим их вид?


Учитель:

Как вы считаете, какова самая говорящая деталь на лице человека?

Как вы понимаете выражение «глаза – зеркало души»?

Как мы можем характеризовать глаза? А взгляд?

Действительно, глаза многое могут рассказать нам о своём хозяине! Посмотрите в глаза друг другу. Какие разные они у вас.


Ребята, я порошу вас закрыть глаза, и вспомнить образ своей мамы, вспомните её глаза и мысленно загляните в них, почувствуйте её нежный и теплый взгляд. Мысленно проведите ладошкой по ее щекам, погладьте волосы, крепко обнимите ее. Скажите ей какая она у вас красивая, единственная, неповторимая. Любите ее, берегите, заботьтесь и никогда не обижайте.

Спасибо всем. Можете открыть глаза и продолжаем нашу работу.


Учитель:

Дети, теперь обратим внимание на особенности художественного описания. Обратитесь еще раз к литературным портретам и назовите портретные изобразительно-выразительные средства.

Дети: сравнение, цветовые эпитеты, эпитеты со значением формы, размера, существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами, использование числительных, разговорная лексика)









Учитель:

В художественном тесте портрет является средством характеристики героя. Он органично включается в текст произведения и составляет с ним единое целое.

7 Межпредметные связи.

Цель: формирование культурологической компетенции.

Содержание: методический прием – сравнение литературнрго портрета и живописного портрета.

Учитель:

Дети, сегодня мы с вами познакомились с описанием портретов в литературе, но и в изобразительном искусстве немало мастеров портретного жанра.


Ребята, художники и писатели с огромным уважением и любовью стремились запечатлеть характерно-индивидуальные черты личности, показать внутреннюю ценность человека.

Ребята, ейчас мы с вами рассмотрим картину Валентина Александровича Серова «Девочка с персиками».(Найдите портрет в интернете!!!!!) Это один из лучших портретов В. А. Серова. Картина была написана в Абрамцеве, в подмосковном имении Саввы Ивановича Мамонтова, известного русского промышленника и мецената(покровителя искусств).Первоначальное название картины – Портрет В.М.»( Веры Мамонтовой, дочери С.И.Мамонтова) – впоследствии было изменено.




!!!!!! ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: Опишите девочку с картины Серова "Девочка с персиками". Запишите описание на черновик.

Присылать черновики не надо. На следующий урок - пишем сочинение в тетради!


























Компоненты описания внешности человека.

высокая, стройная.

Приятная, миловидная.

Причесанные,темные, распущенные.

Озорной, глубокий, строгий, притягательный.

Блестящие,черные.

Взволнованная, звенящая.



План анализа отрывка

1 Автор отрывка.

2 Название произведения.

3 Цель описания.



Задача описания

- передать портрет

- как средство характеристики героя

- передать индивидуальные особенности

- создание психологического портрета
















Комментарии

Популярные сообщения из этого блога