Язык. 5 класс.07.05.21
Тема: Подготовка к контрольному письменному сочинению-описанию внешности человека по картине.
Ход урока
1. Ход урока
1 Организационный момент. Приветствие учащихся.
Учитель:
Ребята, сегодня у нас урок развития речи. И я надеюсь, что вы будете внимательными, активными и все у нас получится. Я искренне надеюсь на то, что урок вам понравится и запомнится.
2 Мотивация. Постановка цели и задач.
Итак, тема нашего урока «Описание внешности человека». Какие задачи мы должны сегодня решить?
-- Что такое описание внешности человека;
-- Какова задача описания;
-- Каковы особенности описания;
-- Как построить описани
3 Актуализация опорных знаний.
Ребята, скажите, что с помощью каких слов можно описать во внешности?
Дети: описывают внешность человека, а именно лицо, глаза, волосы, фигура, мимика, жесты.
Учитель:
Ребята, скажите, пожалуйста, что вы представляете, когда речь идет о портрете?
Дети: картина, на которой изображен человек.
Учитель: вы правы.Слово портрет заимствовано из фр. рortrait, от старофранц. portraire – «воспроизводить что-либо черта в черту», устар. парсуна от лат. persona – «личность, особа» – изображение или описание какого-либо человека, либо группы людей, существующих или существовавших в реальной действительности.
В зависимости от того, кто изображен на портрете портреты относятся к групповым (двойным) и одиночным.
Словарная работа: запомни правописание слова ПОРТРЕТ, используя его лексическое значение.
Дети: записывают в тетрадь.
Описание внешности называется портретом, вот его компоненты, запишите их в тетрадь.
Дети: записывают в тетрадь.
4 Постановка учебной задачи.
Учитель:
А теперь выясним, какие бывают портреты. Нам помогут тексты, в которых встречаются описания портретов.
Учитель:
Пожалуйста, прочитайте отрывок.
Дети: читают отрывок по очереди вслух. И.С.Тургенев «Бежин луг». Цель – подчеркнуть индивидуальность. (по щелчку показать цель)
1 отрывок
Первому старшему изо всех, Феде, вы бы дали лет 14. Это был стройный мальчик. С красивыми и тонкими, немного мелкими чертами лица. Кудрявыми белокурыми волосами, светлыми глазами и постоянно полувеселой, полурассеянной улыбкой.
У второго мальчика, Павлуши, волосы были всклоченные, черные, глаза серые, скулы широкие, лицо бледное, рябое, рот большой, тело приземистое, неуклюжее.
Лицо третьего, Ильюши, было довольно незначительное: горбоносое, вытянутое, подслеповатое, оно выражало какую-то тупую, болезненную заботливость; сжатые губы….., сдвинутые брови не расходились.
Четвертый, Костя, мальчик лет двенадцати….с печальным взором. Все лицо его было невелико, худо, в веснушках, книзу заострено, как у белки; но странное впечатление производили большие, черные,жидким блеском блестевшие глаза.
Последнего, Ваню, я сперва было и не заметил….только изредка выставлял кудрявую голову.
Учитель:
Кто назовет автора и произведение? ( «Бежин луг» И.С.Тургенев)
А теперь определим задачу описания, в этом вам поможет карточка №2.
2 отрывок
Настя была как золотая курочка на высоких ножках. Волосы у неё, ни темные, ни светлые, отливали золотом, веснушки по всему лицу были крупные, как золотые монетки, и частые, и тесно им было, и лезли они во все стороны. Только носик один был чистенький и глядел вверх.
Митраша был моложе сестры на два года. Ему было всего только десять лет с хвостиком. Он был коротенький, но очень плотный, лобастый,
затылок широкий. Это был мальчик упрямый и сильный.
Учитель:
Назовите автора и произведение? («Кладовая солнца» М.М.Пришвин)
Какова задача этого описания? (Раскрыть внутренние качества)
3 отрывок
Это был мальчик лет десяти, больше меня, худощавый и тонкий, как тростинка. Одет он был в грязной рубашонке, руки держал в карманах узких и коротких штанишек. Тёмные волосы лохматились над чёрными задумчивыми глазами
- Друзья, в зависимости от замысла и цели, описания внешности делятся на несколько видов: деловое, научное, художественное. Давайте вернемся к нашим портретам и определим их вид?
Учитель:
Как вы считаете, какова самая говорящая деталь на лице человека?
Как вы понимаете выражение «глаза – зеркало души»?
Как мы можем характеризовать глаза? А взгляд?
Действительно, глаза многое могут рассказать нам о своём хозяине! Посмотрите в глаза друг другу. Какие разные они у вас.
Ребята, я порошу вас закрыть глаза, и вспомнить образ своей мамы, вспомните её глаза и мысленно загляните в них, почувствуйте её нежный и теплый взгляд. Мысленно проведите ладошкой по ее щекам, погладьте волосы, крепко обнимите ее. Скажите ей какая она у вас красивая, единственная, неповторимая. Любите ее, берегите, заботьтесь и никогда не обижайте.
Спасибо всем. Можете открыть глаза и продолжаем нашу работу.
Учитель:
Дети, теперь обратим внимание на особенности художественного описания. Обратитесь еще раз к литературным портретам и назовите портретные изобразительно-выразительные средства.
Дети: сравнение, цветовые эпитеты, эпитеты со значением формы, размера, существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами, использование числительных, разговорная лексика)
Учитель:
В художественном тесте портрет является средством характеристики героя. Он органично включается в текст произведения и составляет с ним единое целое.
7 Межпредметные связи.
Цель: формирование культурологической компетенции.
Содержание: методический прием – сравнение литературнрго портрета и живописного портрета.
Учитель:
Дети, сегодня мы с вами познакомились с описанием портретов в литературе, но и в изобразительном искусстве немало мастеров портретного жанра.
Ребята, художники и писатели с огромным уважением и любовью стремились запечатлеть характерно-индивидуальные черты личности, показать внутреннюю ценность человека.
Ребята, ейчас мы с вами рассмотрим картину Валентина Александровича Серова «Девочка с персиками».(Найдите портрет в интернете!!!!!) Это один из лучших портретов В. А. Серова. Картина была написана в Абрамцеве, в подмосковном имении Саввы Ивановича Мамонтова, известного русского промышленника и мецената(покровителя искусств).Первоначальное название картины – Портрет В.М.»( Веры Мамонтовой, дочери С.И.Мамонтова) – впоследствии было изменено.
!!!!!! ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: Опишите девочку с картины Серова "Девочка с персиками". Запишите описание на черновик.
Присылать черновики не надо. На следующий урок - пишем сочинение в тетради!
Компоненты описания внешности человека.
высокая, стройная.
Приятная, миловидная.
Причесанные,темные, распущенные.
Озорной, глубокий, строгий, притягательный.
Блестящие,черные.
Взволнованная, звенящая.
План анализа отрывка
1 Автор отрывка.
2 Название произведения.
3 Цель описания.
Задача описания
- передать портрет
- как средство характеристики героя
- передать индивидуальные особенности
- создание психологического портрета
Комментарии
Отправить комментарий