9 класс. Литература. 02.02.2022

Тема: Татьяна - нравственный и эстетический идеал поэта

                                                       Ход урока:

Надежда Прологаева приглашает вас на запланированную конференцию: Zoom. Тема: Zoom meeting invitation - Zoom Meeting Надежда Прологаева Время: 2 февр. 2022 11:25 AM Хельсинки Подключиться к конференции Zoom https://us05web.zoom.us/j/85759453597?pwd=bHNDSDVxOXdTVDNwL2VraGE4SGJUdz09 Идентификатор конференции: 857 5945 3597 Код доступа: 80Ru4j

1. ІІ. Мотивация.  

    Натура Татьяны не многосложна, но глубока и сильна. В Татьяне нет этих болезненных противоречий, которыми страдают слишком сложные натуры; Татьяна создана как будто вся из одного цельного куска, без всяких приделок и примесей. Вся жизнь ее проникнута той целостностью, тем единством, которое в мире искусства составляет высочайшее достоинство художественного произведения. Страстно влюбленная, простая деревенская девушка, потом светская дама, Татьяна во всех положениях своей жизни всегда одна и та же.

                                                                                          В.Г.Белинский.

ІІІ. Сообщение, представление темы, цели, задач урока и ожидаемых результатов.

Слово учителя.

    Две фигуры на протяжении всего романа владеют нашим интересом: Онегин и Татьяна. Если в образе Онегина главное- духовная эволюция героя, его искания, выяснение трагического итога его жизненного пути, то в образе Татьяны воплощен нравственный и эстетический идеал Пушкина.

    Наша задача: понять тип личности Татьяны, ее нравственный принципы, выяснить, почему Татьяна для Пушкина – «милый идеал»? Что ценил в Татьяне Пушкин, почему он с такою теплотою нарисовал этот образ?

ІV. Восприятие материала по теме урока.

1. Предоставление необходимой информации.

(Метод «Микрофон»: учащиеся делают сообщения о том, кто был прообразом Татьяны Лариной.)

2. Интерактивные упражнения – центральная часть занятия.

Цель – практическое усвоение материала, достижение поставленных целей урока.

Задание первой творческой группе:

Доказать, что истоки нравственности героини начинаются в детстве и юности.

  • В какой социальной среде прошло детство Татьяны?
  • Как характеризует автор семью Лариных?
  • Какими словами рисует автор одиночество Татьяны в семье?
  • Есть ли у нее внутренняя близость с сестрой Ольгой? В чем разница между ними?
  • Какую роль в жизни Татьяны играет ее няня?
  • Какое значение имели для нее книги? Что она читала?
  • Охарактеризовать отношение Татьяны к крепостным в их имении и крепостных к ней.
  • Какие черты характера сложились у Татьяны в детстве и юности?
  • Создать ассоциативные рисунки.

Задание второй творческой группе:

Докажите правильность пушкинского определения «Татьяна – русская душою…» примерами из текста.

  • В чем проявилась близость к народному, русскому во взглядах Татьяны?
  • Как объясняет Пушкин выбор имени для своей героини?
  • Охарактеризовать отношение Татьяны к родной природе и народным обычаям.
  • Проанализировать сон и именины Татьяны. Как раскрывается суть ее души, ее внутренний мир в этих эпизодах романа? Скомпоновать факты и проанализировать выражения, в которых автор говорит о близости Татьяны ко всему народному и русскому.

   Задание третьей творческой группе:

Докажите примерами из текста правильность пушкинского определения «… любит без искусства», «…кокетка судит хладнокровно, Татьяна любит не шутя…».

  • Подытоживая душевную жизнь Татьяны в годы ее юности, Белинский пишет: «Весь внутренний мир Татьяны заключался в жажде любви; ничто другое не говорило ее душе; ум ее спал». Верно ли это, по вашему мнению?
  • Где и когда Татьяна впервые увидела Онегина?
  • Почему она не полюбила никого из окружавших ее дворян (и Ленского в том числе)
  • Как характеризует героиню ее письмо к Онегину?
  • Как понимать пушкинские строки: письмо проникнуто «умом и волею живой» «и сердцем пламенным и нежным»?
  • Проанализировать эту сцену. Честен ли был жестокий приговор Онегина? Как воспринимает его Татьяна?
  • Как объяснение с Онегиным определяет дальнейшую жизнь Татьяны?
  • Когда наступил новый этап внутренней жизни Татьяны?
  • Как понимать слова Пушкина: «…и ей открылся мир иной»?
  • Что помогли ей сохранить любовь к Онегину?

Задание четвертой группе:

Доказать примерами из текста справедливость пушкинских слов:

Кто прежней Тани, бедной Тани

Теперь в княгине б не узнал!

  • Какою описывает Пушкин Татьяну на светском рауте?
  •  В чем изменилась Татьяна?
  • В каких словах и выражениях, из чего в ее поведении видно, что «равнодушная княгиня» осталась прежней Таней?
  • Охарактеризовать поведение Татьяны, когда она читает письмо к Онегину. Какие черты прежней Тани угадываются в ней?
  • Что угнетает Татьяну в светской жизни?
  • Докажите примерами из текста, что недавнее, но теперь уже безвозвратно далекое прошлое по-прежнему дорого и близко ей.
  • Как характеризуют Татьяну слова:

Я вас люблю (к чему лукавить),

Но я другому отдана;

И буду век ему верна.

     *  Почему отвергла Татьяна любовь Онегина, если по- прежнему его любит?

  3. Проблемный вопрос:

Трагична ли судьба Татьяны? В чем ее трагедия? (в сравнении с трагедией Онегина)

4. Творческое задание.

Попробуйте сделать записи в дневник Татьяны.  

5. Чтение учащимися выполненных работ.

6.  Выразительное чтение «Письма Татьяны к Онегину».

 7. Проектная деятельность (защита тремя учащимися презентации «Образ Татьяны в романе».      См. презентацию.

8. Заключительное слово учителя.

Образ Татьяны возрастает в своем значении на протяжении художественного времени романа. В глубине души Татьяна осталась прежней русской женщиной, готовой и сейчас променять «ветошь маскарада» на сельское уединение. Она имела возможность испить горькую чашу барышни, вывезенной на «ярмарку невест», пережить крушение своих идеалов. Ей представился случай в московских и петербургских салонах и балах внимательно изучить людей вроде Онегина, глубже понять их незаурядность и эгоизм. Татьяна – та решительная русская женщина, которая могла бы пойти за декабристами в Сибирь.

Только теперь, когда мы просмотрели и осмыслили путь Татьяны, нам ясны и понятны эти черты ее облика. Это типичные черты русского национального характера: простота, живая воля, ум, пламенное и нежное сердце, доверчивость, вера в избранную мечту.

V. Рефлексия (Подведение итогов работы, оценивание результатов урока.)

Цель – осмысление того, что было сделано на уроке, выяснение того, достигнуты ли поставленные цели, как можно применить полученное на уроке в будущем.

Ученики высказывают свои впечатления о сегодняшнем уроке.

VІ.  Домашнее задание.

 Выучить наизусть отрывок из романа. (Письмо Татьяны, Письмо Онегина)

!!!Видео прислать на вайбер ДО 08.02.222

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога