6 класс. Литература. 04.02.2022

Тема: Рождественскон приключение Скруджа во времени и пространстве как возможность переосмыслить свою жизнь

                                                              Ход урока:

Мотивация к деятельности.

Слово учителя


  • Почему автор называет свою повесть «Рождественской песней в прозе?» (Произведение имеет такое название, потому что именно на Рождество с героем произошло важное событие.)

  • А почему автор указывает на то, что это «песня в прозе»? 

(- Рождество - день рождения Сына Божьего. Это - праздник, достойное воспевания, потому что оно объединяет людей. А о таких вещах лучше петь, чем говорить.

- В жизни Скруджа нет никакой мечты, ничего хорошего - только серая обыденная проза. Возможно, именно потому, что на Рождество жизни героя чудесно изменилось, будто проза стала песней, автор так назвал свое произведение.

- Песня передает лучшие, самые сокровенные, самые высокие чувства человека).

Вывод:(!!! Запись в тетради)Основой любого лирического произведения является внутренний мир человека, его переживания, чувства. Именно это и является основой повести Ч. Диккенса и придает ей лирического характера.

  • Как построино произведение? (Произведение состоит из 5 частей, разделов, которые автор называет строфами.)

  • Как вы считаете, почему автор называет разделы строфами? Связано это с названием произведения? (Да, то, что разделы названы строфами, связано с названием произведения. Песня - стихотворный лирические и произведение, состоящее из строф, то есть ритмично завершенных частей.)

  1. Изучение нового материала.

Беседа.

  • Кто является главным героем произведения?

  • Что означает его имя я? (Scrooge - в переводе с английского - скряга.)

  • Как в портрете героя автор отобразил его внутренние качества, внутреннее состояние?

Работа с текстом.

Найдите в тексте и зачитайте авторскую характеристику Скруджа (1 строфа).

Эвристическая беседа.

Попробуем же увидеть за этим «ледяным» человеком человека ...

  • Какие отношения связывали этого человека с другими людьми?

  • Какие книги вы бы могли разместить в нашем музее под портретом Скруджа?

  • Какие любимые вещи героя вы могли бы предложить для экспонирования?

Слово учителя.

Ночь накануне Рождества ... Всего три слова ... казалось бы, не так уж и много может уместиться в них ...

Рождество  особый праздник. Мы ждем его ежегодно с надеждой на радость. В эту пору на улице горят праздничные огни, в магазинах продаются блестящие игрушки, а в наших домах готовится праздничный ужин. И когда над землей сходит рождественская звезда, а на елке зажигаются душистые свечи, всем - и взрослым, и детям - кажется, что сейчас случится чудо ...

Близкий к тексту пересказ. Попробуем вспомнить, как жители города праздновали Рождество и происходили ли такие чудеса в их жизни. (Тень Марлея, жители города, сборщики средств для бедных, племянник Скруджа, писарь и его семья, сам Скрудж).

 

Слово учителя. Наверное, в жизни каждого человека наступает время, когда он вынужден оглянуться на свой ​​жизненный путь и задуматься над своей судьбой. Казалось, что в жизни Скруджа такой момент не наступит никогда.

Чтобы разбудить душу такого человека, нужно ЧУДО. И Диккенс создает его ...

В Рождественскую ночь Скрудж отправляется в путешествие во времени и пространстве, чтобы найти свое человеческое сердце, потому что Скрудж не всегда был жестоким и равнодушным, каким мы видим его в начале произведения ...

Следующими экспонатами нашего музея будет все, что касается удивительного путешествия Скруджа.

Беседа.

  • Кто подводит Скруджа к этому путешествию? (Марлей, который появляется не случайно. Он не только пугает Скруджа, но и дает ему возможность встать на путь изменений, пока еще не поздно.)

  • Какой мы, ориентируясь на текст, должны представить тень Марлея?

(прозрачной, через которое Скрудж хотел увидеть каменное сердце; всю обмотанной цепями, которые Марлей сам себе сковал за свою жизнь: они символизируют одиночество, жадность, жестокость, эгоизм, равнодушие к обездоленным; страшной, потому что Скрудж очень испугался ее, уставшей, поскольку она не имеет покоя в загробном мире)

  • Кто помогает Скруджу осуществить эту необычную путешествие во времени и пространстве? (Три Духа: Дух Прошлого Рождества, Дух Настоящего Рождества, Дух Грядущего Рождества)

  • Как настоящие научные сотрудники музея, попробуем собрать всю информацию об этих героях.

Давайте зачитаем в учебниках о появлении Духа Бывшего Рождества.

Беседа по прочитанному и иллюстрациям.

  • Почему, по вашему мнению, художники мультфильма изображают его в виде свечи? (Свет свечи напоминает светлое прошлое Скруджа, которое еще горит в его душе, в его дальних воспоминаниях, это маленький огонек, который еще способен согреть зачерствевшую душу Скруджа)

  • О чем напоминает Дух Бывшего Рождества Скруджу? (О том, каким он сам был в детстве, юности и в зрелые годы.)

  • Какие случаи из прошлого "показывает» Дух прошлого Рождества Скруджу?

(Во-первых они отправляются в родной поселок, школу, где Эбенезер видит маленького одинокого мальчика, в котором узнает себя. Ему очень жаль этого брошенного ребенка.

После приводит его к своей маленькой сестре, и он вспоминает, какой она была мягкой к нему, как искренне она любила его.

Наконец он вспоминает Рождество в Фезивига, где Скрудж понимает, что это были лучшие годы его жизни, потому что именно там он встречается со своей невестой.)

  • А что помешало их семейному счастью? (Жажда обогащения)

  • Какие чувства появляются в душе Скруджа? (печаль, тревога, желание вернуться и хотя бы что-то изменить.)

  • Почему именно после встречи с невестой Скрудж хочет погасить свет Духа? (Это неприятные воспоминания, он не хочет вспоминать их: эта семья могла быть его семьей, он мог быть не одиноким.)

  • Так что же это за свет, который излучает Дух Бывшего Рождества, и почему его нельзя потушить? (Это воспоминания, и никакими колпаками их уже нельзя потушить.)

  • Настолько холодным, ледяным человеком является Скрудж? Есть ли у него шансы на другую жизнь? (Да, он имеет шансы на новую жизнь, потому что еще не все зачерствело, и об этом свидетельствуют его слезы, его скорбь по прошлому, которое уже невозможно изменить.)

Выводы (!!! Записать в тетрадь)

Вот мы уже и собрали всю информацию о первом путешествии и о Духе Прошлого Рождества, которая нужна нам для оформления нашей музейной комнаты. Давайте попробуем внести свои выводы в обобщающую таблицу, которая лежит у каждого из вас на столе.

       Вспомним, какой свет излучал первый Дух? (блестящее, ослепляющее, яркое)

       Мы уже это выяснили, а теперь запишем в таблицу, что символизирует такой яркий свет? (Воспоминания Скруджа)

       А какие именно воспоминания? (приятные, светлые мысли, мечты)

Работа с таблицей.

воспоминания:

светлые мысли, мечты

предупреждение:

одиночество

Будущее в темноте:

будущее без героя

 

Работа над содержанием 3 строфы

       А теперь мы с вами продолжаем нашу исследовательскую работу и обращаемся ко второй путешествия.

Беседа.

  • Какой Дух является к Скруджу следующим? (Дух Настоящего Рождества)

  • Как выглядит второй Дух? (Он большой, приятной внешности. Длинные волосы и борода золотисто-каштанового цвета. И от него идет красный свет.)

  • Готов Скрудж к путешествию? Как это передано в тексте? (Зачитать)

  • Какие картины показывает Дух Настоящего Рождества? Как Скрудж реагирует на увиденное? (Празднование Рождества в семьях племянника Фреда и Боба Крачита.)

Беседа.

  • Что из увиденного больше всего поражает Скруджа? (Судьба маленького Тима и то, что в обоих семьях говорят тост за его здоровье.)

  • Почему, по вашему мнению, второй Дух излучает красный свет? (Красный - цвет предупреждения.)

        Так что давайте и эти выводы внесем в нашу таблицу.

        А о чем предупреждает Скруджа Дух Настоящего Рождества? (об одиночестве, о том, что он через свою злость и жестокость никому не нужен, он отталкивает людей от себя.)

 

       А мы с вами пойдем дальше, приближаясь к встрече с последним Духом.

Беседа по содержанию 4 строфы.

  • Как выглядит Третий Дух? Почему?

  • Где побывал Скрудж? (В обедневшем, грязном районе, в лавке, в семье Крэтчита, на кладбище)

Работа с текстом. Проследите за чувствами Скруджа во время третьего путешествия. Как они меняются?

       страх

       грусть

       оскорбление

Беседа

  • Почему Скруджу стало страшно?

  • Какие свои черты увидел Скрудж? (Сосредоточенность на материальных ценностях и интересах, равнодушие, жестокость и т.д.)

  • А Скрудж родился таким? (Конечно, нет. Эти качества являются приобретенными, и именно они стали причиной разрушения личности.)

       А теперь снова вернемся к нашей таблице. И это будет наша последняя запись в ней.

       Какой свет излучал Дух Грядущего Рождества? (черный, темные лучи)

       Свидетельством чего являются такие темные цвета? (Будущее в темноте, без героя, смерть в одиночестве.)

Слово учителя.

В нашем музее я предлагаю все названные вами качества, ведущие к деградации личности, собрать в «Шкатулку человеческих пороков» (ученики записывают недостатки: сосредоточенность на материальных ценностях, на собственных интересах, равнодушие, жестокость, эгоизм, дерзость- и складывают в шкатулку).

Скрудж почувствовал потребность измениться. Давайте поможем ему назвать те качества, черты характера, которые, по вашему мнению, ему необходимы. И таким образом соберем «Шкатулку человеческих добродетелей». (Чуткость, доброжелательность, щедрость, вежливость, доверчивость, искренность, любовь, сострадание к человеку, гуманизм, милосердие.)

Проблемный вопрос.

       А к кому нужно быть милосердным, гуманным, щедрым, отзывчивым? (Ко всем, но больше всего в нашей помощи нуждаются дети, животные, обездоленные, калеки.)

Подытожить вышесказанное мы можем словам И.Гете «Человек живет настоящей жизнью, если счастлив чужим счастьем».  Давайте с вами запишем эти слова.

  1. Подведение итогов урока.

Слово учителя. Сегодня мы с вами, путешествуя во времени и в пространстве вместе со Скруджем и Духами, нашли и объяснили много символов, событий, но самого главного, на мой взгляд, не сказали.

       Какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите такие слова: сердце, луч, свет, дух, Рождество, любовь, милосердие, добро? (Перерождение, надежда, вера, Бог)

Вот теперь мы дошли до истины. Это произведение имеет христианскую основу. Об этом свидетельствуют даже эпиграфы к нашему уроку.

Слово учителя.   Устами Духов Диккенс показывает целую программу действий для тех, кому еще открыт путь к спасению на евангельском пути милосердия и сострадания. Можно было не даровать Скруджу путешествие и оставить все так, как оно было, но Богу не нужна смерть грешника. Для каждого есть путь к спасению. Главное - желание этот путь пройти ...

 Какую цель мы ставили перед собой в начале урока? Достигли мы с вами этой цели?

ЧУДО-СПАСЕНИЕ-ДАР - основные рождественские понятия. Мы наблюдали сегодня за ЧУДОМ, которое случилось в жизни Скруджа, за тем, как он осознал необходимость своего СПАСЕНИЯ, а будет ли дан ему этот ДАР вы выясните дома, прочитав 5 строфу.

  1. Домашнее задание.

  • Прочитать 5 строфу.


 

Слово учителя. Желаю вам всегда делать добро. Вспоминайте о нем, творите его не только в праздники, но и каждый день. И тогда ваши души будут прекрасными.  


Комментарии

Популярные сообщения из этого блога