6 класс. Русский язык. 04.02.2022

Тема: Имя прилагательное. Разряды имен прилагательных

                                                            Ход урока:

1. 1. Мотивационный  этап.

Здравствуйте , меня зовут Надежда Павловна. Я – доброжелательная, открытая и любознательная.

 А вы какие? Охарактеризуйте себя одним словом. (умные, интересные, прикольные, замечательные)

2. Этап актуализация знаний.

Ребята, какую часть речи вы использовали , чтобы дать себе определение? (прилагательные)

На какой вопрос отвечают прилагательные?

Какой признак обозначают?

 

Игра   Верные неверные утверждения  . Ваша задача отвечать верно-неверно.

  1. Имена прилагательные отвечают на вопросы  какой? чей?каков? +
  2. Имена прилагательные обозначают  действие предмета -
  3. Имена прилагательные согласуются с именами существительными в роде, числе, падеже.+
  4. Краткие имена прилагательные изменяются по числам +
  5. Прилагательные имеют степени сравнения: сравнительную и превосходную


- Кого обычно называют  добрым и красным в произведениях устного народного творчества?

Добрый молодец, красна девица

Как называются эти прилагательные ( эпитеты)

3. Этап выявление затруднений.

-Вот сколько функции у имени прилагательного. И сегодня на уроке нам предстоит открыть еще одно новое знание. Но сначала мы должны определить тему и задачи нашего урока. Обратите внимание: даны  прилагательные, которые распределены по столбикам.

Ученики читают эти прилагательные.

Смелый,                деревянный,                лисий

большой                 зимний                                      мамин,

черный                    лесной                                     медвежий

круглый

- Поработаем вначале со 2 и 3 столбиком.

Какой вопрос мы зададим к прилагательным из второго столбика?

А какой вопрос можно задать к прилагательным из 3 столбика?

- Что обозначают прилагательные во втором столбике?   (место, время, материал)

- В третьем? (принадлежность предмета кому-либо)

- Можем ли мы образовать степени сравнения от них ?

-- Что обозначают слова в первом столбике? ( цвет, форма ,размер, качества человека)

- Как выдумаете, почему мы распределили прилагательные в 3 группы?

-Все они имеют разные значения.

В курсе 6 класса у вас появится новый термин – разряды.

- Попробуйте теперь сформулировать тему нашего урока. Что мы будем сегодня изучать?

 Разряды имен прилагательных  по значению . Качественные прилагательные

- Значит, что мы должны узнать сегодня на уроке?

Какие бывают разряды?

Основные признаки разрядов?

4. Работа с теоретическим материалом:

- выучите теоретический материал на стр. 106-107.

- запишите правило (стр.107) в тетрадь-справочник (раздел "Морфология")


5. Реализация выбранного плана.

Качественные прилагательные обозначают признак предмета, который может быть в большей или меньшей степени.

Только качественные прилагательные образуют сравнительную и превосходную степень сравнения.

Качественные прилагательные имеют краткую и полную форму.

Качественные прилагательные могут сочетаться с наречиями очень, чрезвычайно, слишком и другими.

 

6Игра «Найди лишнее». (физкульминутка)

- Представьте, что мы приходим на экскурсию во дворец прилагательных и видим множество признаков. Вы должны хлопнуть в ладоши,  если это прилагательное не указывает на качество, т.е. не является качественным,  поднять руки , если это качественное прилагательное.

Веселый, глупый, березовый, умный, ловкий, деревянный, добрый, холодный, стеклянный, радостный, волчий, стойкий,  осенний, мудрый

Молодцы.  А теперь дружно похлопаем сами себе. Какие вы дружные. Там где есть дружба, всегда есть доброе отношение к друг другу. А теперь отправимся  в гости во второй класс незнакомой нам школы.

7. Самостоятельная работа  и проверка

Работа с текстом (чтение учеником)

Второй класс решал задачу. Тридцать пять учеников склонились над тетрадями. Вдруг в дверь класса тихо постучали.

– Открой дверь и посмотри, кто стучит, – сказал учитель Юре, шустрому черноглазому мальчику, который сидел за первой партой.

Юра открыл дверь. В класс вошел директор школы вместе с маленькой девочкой – новой школьницей. Тридцать пять пар глаз изучали девочку.

Она была горбатая.

Учитель, затаив дыхание, повернулся к классу. Он смотрел на мальчиков, и в его глазах дети читали мольбу: пусть не увидит девочка в ваших глазах ни удивления, ни насмешки.

В детских глазах светилось только любопытство. Они смотрели в глаза новой ученицы и ласково улыбались.

Учитель облегченно вздохнул.

– Эту девочку зовут Оля, – сказал директор. – Она приехала к нам издалека. Кто уступит ей место на первой парте и перейдет на последнюю? Видите, какая она маленькая…

Все шесть мальчиков и девочек, сидевших за первыми партами, подняли руки и стали просить: я перейду…

Оля села за первую парту.

Класс выдержал испытание.

Прием ромашка Блума.

В каком классе происходили события?

Верно ли то, что  в класс пришла новая девочка? Какая была у нее особенность?

Почему учительница смотрела на детей с мольбой?

Как вы относитесь к поведению мальчиков  и девочек?

Как бы вы поступили в такой ситуации?

Как думаете как сложились отношения  девочки и ее нового класса?

Вопросы:

1)        Докажите , что это текст?

2)        Как можно озаглавить текст? (Испытание, горбатая девочка)

3)        Определим тему текста? Тема – случай в классе, добрые ученики

4)        Какова идея текста? Автор хотел показать нам, как важно быть добрыми.

5)        Как вы понимаете фразу  «Класс выдержал испытание»

Хорошо , молодцы, ребята.  Именно такая реакция  учеников  к новой ученице поможет ей чувствовать  себя равной и ничем не отличающейся. Очень важно относится по-доброму к каждому человеку, независимо от того как он выглядит.

Это, ребята, называется толерантностью – любовь к ближнему.

А есть в нашем обществе  люди с ограниченными  возможностями?

Какими мы должны быть по отношению к ним?

А теперь  попробуем найти в тексте качественные прилагательные и  подчеркните  их?

Докажите, что это  качественные прилагательные?

Подберите синонимы к слову шустрый? (Беспокойный, подвижной, бойкий, юркий, проворный)


8. Включение  в систему знаний и умений

- - На какие разряды делятся прилагательные?

- Расскажите, что вы узнали о качественных прилагательных?

. Желаю быть добрыми  и толерантными. А вы что пожелаете друг другу?


9. Д/з: составить устное сочинение на тему "Какое доброе дело я сделал (-а)?"(использовать

имена прилагательные). (Можно для удобства написать на черновик)



Сочинения представите в понедельник на ZOOM уроке

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога