9 класс. Литература. 01.02.2022

Тема: Композиция романа А.С.Пушкина "Евгений Онегин". Незаурядность натуры и искания Онегина.

                                                       Ход урока:

1. Работа по теме:

1.    Рассмотреть особенности жанра романа «Евгений Онегин».

 Вопросы:

     а/ Что такое жанр художественного произведения?

     б/ На какие три рода делятся произведения художественной

         литературы?

     в/ На какие виды делятся эпические произведения? 

     г/ Чем отличается эпическое произведение от лирического?

     д/ Можно ли роман «Евгений Онегин» отнести чисто к

         эпическим произведениям? А к чисто лирическим?

     е/ Какое же это произведение?

         - Лиро-эпическое.

     ж/ Как в романе изображена жизнь России в 20-ые годы XIX

         века?

                - Реалистически. 

           з/ Что сказал Белинский о романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин»?

             - Роман-дневник.

Вывод (записать в тетрадь!):

Роман «Евгений Онегин» А.С.Пушкина – лиро-эпическое произведение, реалистический роман в стихах, роман-дневник.

2.    Композиция романа «Евгений Онегин».

Вопросы:

а/ Почему Белинский назвал роман «Евгений Онегин» энциклопедией русской жизни?

- Роман знакомит нас с разнообразными картинами русской жизни,

с разными классами и группами русского общества, с русской природой, театром, торговлей, литературой.

      б/ Все сведения в романе организованы вокруг двух сюжетных линий в

     единое целое:

1.     История отношений Онегина и Татьяны.

2.  Ольга и Ленский.

     в/  Главная сюжетная линия первая. События этой сюжетной линии          распадаются на два цикла.

                                        I цикл.

1 и 2 главы – развёрнутая композиция.

3 глава – завязка /встреча Онегина и Татьяны у Лариных/.

4 глава – кульминация /встреча Онегина и Татьяны в саду. Отповедь/.

5 и 6 главы – развязка /дуэль и отъезд Онегина путешествовать/.

II цикл.

7 глава – экспозиция II цикла событий /Татьяна в деревне, тоска и раздумья, чтение книг, замужество, светское общество, Онегин путешествует/.

8 глава – завязка /встреча Онегина и Татьяны на балу в Петербурге/.

8 глава – кульминация /последнее свидание, монолог Татьяны/.

7 и 8 главы – развязка /уход Татьяны, герой оставлен «надолго, навсегда»/.

г/ Отмечаем параллелизм в развитии I и II циклов.

Второй цикл повторяет первый, но герои меняются ролями.

                        I цикл.                                             II цикл.                                                 

1.  Неразделённая любовь Татьяны.                 1. Неразделённая любовь Онегина                     

Увы, Татьяна увядает:                             Бледнеть она не начинает…

  Бледнеет, гаснет и молчит!                        Онегин сохнет, и едва ль    

                                                                    Уж не чахоткою страдает…

2. Письмо Татьяны.                              2. Письмо Онегина.

Я к вам пишу - чего же боле?                  Предвижу всё: вас оскорбит  
Что я могу ещё сказать?                             Печальной тайны объясненья.

Теперь, я знаю, в вашей воле                        Какое горькое презренье  

Меня презреньем наказать...                       Ваш гордый взгляд изобразит!
Когда б надежду я имела
                           ...Нет, поминутно видеть вас,

Хоть редко, хоть в неделю раз               Повсюду следовать за вами...
В деревне нашей видеть вас.                      Но чтоб продлилась жизнь моя,
Чтоб только слышать ваши речи,                 Я утром должен быть уверен.
Вам слово молвить...                                  Что с вами днём увижусь я.

 3. Конец письма Татьяны.                         3. Конец письма Онегина.

Кончаю! Страшио перечесть...                 Но так и быть: я сам себе
Стыдом и страхом замираю...                     Противиться не в силах боле;
Но мне порукой ваша честь,                    Всё решено: я в вашей воле

И смело ей себя вверяю...                       И предаюсь моей судьбе...


Вывод (записать в тетрадь!!!):   Все события главной сюжетной линии расположены последовательно двумя циклами, второй повторяет первый, но в новом осмыслении, что придаёт особую стройность композиции романа.

  3.В романе представители одного класса противопоставляются по душевным

  качествам:      

                       Ленский – Онегин; 

                       Татьяна – Ольга;

                       Онегин – Татьяна.  

        Многие пейзажные зарисовки служат для характеристики героев, особенно Татьяны. Она – «милый идеал».

Что ценил Пушкин?

Воспитанием и культурой оторваны от народа Онегин и Ленский, и в этом они противопоставляются Татьяне.

Руководит поступками у Онегина «резкий, охлаждённый ум»;

                                        у Ленского – чувство;

                                        у Татьяны – «мятежное воображенье» умеряется и

                                        направляется умом и волею живой:

                         От природы одарена она

                         Воображением мятежным,

                         Умом и волею живой,

                         И своенравной головой,

                         И сердцем, пламенным и нежным.

2. Работа по теме:

1. Слово учителя.

Роман Пушкина является величайшими произведением первой половины 19 в. Это роман одно из самых любимых и в то же время сложнейших произведений русской литературы. Его действие разворачивается в 20-е гг. 19 в. В центре внимания – быт столичного дворянства эпохи духовных исканий передовой дворянской интеллигенции.

Что же представляет собой главный герой романа – Евгений Онегин?

IV. Работа над новым материалом

1. Реализация домашнего задания (высказывания об Онегине)

Опорные вопросы

(По желанию, учащиеся могут выбрать один вопрос или рассказать то, что готовили дома.)

♦ Каким вы представляете Евгения Онегина? Что, прежде всего, привлекло ваше внимание? Как это его характеризует?

♦ Как вы оцениваете взаимоотношения героя с другими персонажами произведения?

♦ Что говорят об Онегине другие герои? С кем вы согласны?

♦ Как вы полагаете, что думает о своём герое автор?

♦ Каким вам представляется Онегин? на какие мысли о жизни, о человеке он вас навёл?

♦ Можете ли вы сказать, что вы его знаете и понимаете?

2. Метод «пресс»

♦ Какое из предложенных ниже высказываний, на ваш взгляд,

Больше всего подходит для характеристики Евгения Онегина?

- «Молодость, здоровье, богатство, соединённые с умом, сердцем:

Чего бы, кажется, больше для жизни и счастья?» (В. Белинский).

- «…Страдающий эгоист… его можно назвать эгоистом поневоле…» (В. Белинский).

- «…Это бездельник, потому что он никогда ничем не занимался, человек, лишний в той сфере, в которой находится…» (А. Герцен).

- «Человек определяется тем, каков он наедине со своей совестью» (О. Волков). Подсказка. Высказывание строят в 4 этапа:

1) изложите свою мысль: «Я считаю, что…»;

2) объясните причину появления этой мысли: «Потому что…»;

3) приведите аргументы в поддержку вашей позиции: «Например…»;

4) сделайте вывод: «Таким образом,…».

3. Проблемная исследовательская беседа

«Трагичен ли жизненный путь Онегина?»

Групповая работа (Объединение в группы)

    Исследователи первой группы, используя текст I, II, VIII глав, рассказывают о том, как относились к Онегину в светском обществе, как восприняло его поместное дворянство, петербургское общество; делают вывод о том, что общество осуждает Онегина. Это люди среднего уровня, а удел каждого, кто возвышается над ними,— одиночество.

    Вторая группа исследователей, используя текст I, VI, VIII глав, рассказывают о том, как проводил время Онегин, живя в Петербурге, а потом — в деревне; о внутреннем, духовном мире Евгения; об отношении автора к своему герою; делают вывод о выздоровлении души Онегина, прошедшего путь от любования своей исключительностью к самосовершенствованию, о том, что автор любит и жалеет своего героя и надеется на лучшее в его судьбе.

4. Фронтальная работа

Оптимистичен или трагичен путь Онегина? Предложите аргументы «за» и «против».

5. 

Презентация на тему «Странный» герой пушкинского романа, выполненная учащимися.

6. Слово учителя(записать в тетрадь!!!)

В литературоведении существует понятие «лишний человек». Этот термин принадлежит И. С. Тургеневу, который написал повесть «Дневник лишнего человека». Через несколько лет после опубликования повести Тургеневский термин стал употребляться достаточно широко. У героев, которых называют «лишними людьми», есть общие черты: скептицизм, социальная апатия, эгоизм, одиночество. Раньше Онегина называли «лишним человеком» потому, что он не стал декабристом, не сблизился с народом. а какое определение «лишнему человеку» дали бы вы? (Люди, которые по своему развитию и уму стояли выше окружающего их общества, критически относились к нему, но не смогли найти применения своим силам и способностям.)

V. Подведение итогов урока. Рефлексия. (!!!! Записать в тетрадь)

Что означает имя Евгений? (В переводе с древнегреческого: благородный)

А что можно сказать о герое, исходя из букв его фамилии и учитывая его характер и поведение? Запишем эти характеристики напротив каждой буквы:

О — одарённый, оригинальный…

Н — необычный, начитанный, новый герой…

Е — европейского склада, если е = э, то эгоист…

Г — главный герой, гордый…

И — интеллектуальный, изысканный, интересный…

Н — непонятный, незаурядный…

Можем ли мы в чём-то обвинять Онегина? Строго его судить? Почему?

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога