9 класс. Литература. 01.02.2022
Тема: Композиция романа А.С.Пушкина "Евгений Онегин". Незаурядность натуры и искания Онегина.
Ход урока:
1. Работа по теме:
1. Рассмотреть особенности
жанра романа «Евгений Онегин».
Вопросы:
а/ Что такое жанр художественного
произведения?
б/ На какие три рода делятся произведения
художественной
литературы?
в/ На какие виды делятся эпические
произведения?
г/ Чем отличается эпическое произведение
от лирического?
д/ Можно ли роман «Евгений Онегин»
отнести чисто к
эпическим
произведениям? А к чисто лирическим?
е/ Какое же это произведение?
- Лиро-эпическое.
ж/ Как в романе изображена жизнь России в
20-ые годы XIX
века?
- Реалистически.
з/ Что сказал Белинский о романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин»?
- Роман-дневник.
Вывод (записать в тетрадь!):
Роман «Евгений Онегин» А.С.Пушкина – лиро-эпическое произведение,
реалистический роман в стихах, роман-дневник.
2. Композиция романа «Евгений Онегин».
Вопросы:
а/ Почему Белинский назвал роман «Евгений Онегин» энциклопедией
русской жизни?
- Роман знакомит нас с разнообразными картинами русской жизни,
с разными классами и группами русского общества, с русской
природой, театром, торговлей, литературой.
б/ Все сведения в романе организованы вокруг
двух сюжетных линий в
единое целое:
1. История отношений Онегина и Татьяны.
2.
Ольга и Ленский.
в/ Главная сюжетная линия первая. События этой сюжетной
линии распадаются на два
цикла.
I цикл.
1 и 2
главы – развёрнутая композиция.
3 глава –
завязка /встреча Онегина и Татьяны у Лариных/.
4 глава –
кульминация /встреча Онегина и Татьяны в саду. Отповедь/.
5 и 6
главы – развязка /дуэль и отъезд Онегина путешествовать/.
II цикл.
7 глава – экспозиция II цикла событий /Татьяна в деревне, тоска и раздумья, чтение книг, замужество, светское общество, Онегин путешествует/.
8 глава – завязка /встреча Онегина и Татьяны на балу в Петербурге/.
8 глава – кульминация /последнее свидание, монолог Татьяны/.
7 и 8 главы – развязка /уход Татьяны, герой оставлен «надолго, навсегда»/.
г/ Отмечаем параллелизм в развитии I и II циклов.
Второй цикл повторяет первый, но герои меняются ролями.
I цикл. II цикл.
1. Неразделённая любовь Татьяны. 1. Неразделённая любовь Онегина
Увы, Татьяна увядает: Бледнеть она не начинает…
Бледнеет, гаснет и молчит! Онегин сохнет, и едва ль
Уж не чахоткою страдает…
2. Письмо Татьяны. 2. Письмо Онегина.
Я к вам пишу - чего же боле? Предвижу всё: вас оскорбит
Что я могу ещё сказать? Печальной тайны объясненья.
Теперь, я знаю, в вашей воле Какое горькое презренье
Меня презреньем наказать... Ваш гордый взгляд изобразит!
Когда б надежду я имела ...Нет, поминутно видеть вас,
Хоть редко, хоть в неделю раз Повсюду следовать за вами...
В деревне нашей видеть вас. Но чтоб продлилась жизнь моя,
Чтоб только слышать ваши речи, Я утром должен быть уверен.
Вам слово молвить... Что с вами днём увижусь я.
3. Конец письма Татьяны. 3. Конец письма Онегина.
Кончаю! Страшио перечесть... Но так и быть: я сам себе
Стыдом и страхом замираю... Противиться не в силах боле;
Но мне порукой ваша честь, Всё решено: я в вашей воле
И смело ей себя вверяю... И предаюсь моей судьбе...
Вывод (записать в тетрадь!!!): Все события главной сюжетной линии расположены последовательно двумя циклами, второй повторяет первый, но в новом осмыслении, что придаёт особую стройность композиции романа.
3.В романе представители одного класса противопоставляются по душевным
качествам:
Ленский – Онегин;
Татьяна – Ольга;
Онегин – Татьяна.
Многие пейзажные зарисовки служат для характеристики героев, особенно Татьяны. Она – «милый идеал».
Что ценил Пушкин?
Воспитанием и культурой оторваны от народа Онегин и Ленский, и в этом они противопоставляются Татьяне.
Руководит поступками у Онегина «резкий, охлаждённый ум»;
у Ленского – чувство;
у Татьяны – «мятежное воображенье» умеряется и
направляется умом и волею живой:
От природы одарена она
Воображением мятежным,
Умом и волею живой,
И своенравной головой,
И сердцем, пламенным и нежным.
2. Работа по теме:
1. Слово учителя.
Роман Пушкина является величайшими произведением первой половины 19 в. Это роман одно из самых любимых и в то же время сложнейших произведений русской литературы. Его действие разворачивается в 20-е гг. 19 в. В центре внимания – быт столичного дворянства эпохи духовных исканий передовой дворянской интеллигенции.
Что же представляет собой главный герой романа – Евгений Онегин?
IV. Работа над новым материалом
1. Реализация домашнего задания (высказывания об Онегине)
Опорные вопросы
(По желанию, учащиеся могут выбрать один вопрос или рассказать то, что готовили дома.)
♦ Каким вы представляете Евгения Онегина? Что, прежде всего, привлекло ваше внимание? Как это его характеризует?
♦ Как вы оцениваете взаимоотношения героя с другими персонажами произведения?
♦ Что говорят об Онегине другие герои? С кем вы согласны?
♦ Как вы полагаете, что думает о своём герое автор?
♦ Каким вам представляется Онегин? на какие мысли о жизни, о человеке он вас навёл?
♦ Можете ли вы сказать, что вы его знаете и понимаете?
2. Метод «пресс»
♦ Какое из предложенных ниже высказываний, на ваш взгляд,
Больше всего подходит для характеристики Евгения Онегина?
- «Молодость, здоровье, богатство, соединённые с умом, сердцем:
Чего бы, кажется, больше для жизни и счастья?» (В. Белинский).
- «…Страдающий эгоист… его можно назвать эгоистом поневоле…» (В. Белинский).
- «…Это бездельник, потому что он никогда ничем не занимался, человек, лишний в той сфере, в которой находится…» (А. Герцен).
- «Человек определяется тем, каков он наедине со своей совестью» (О. Волков). Подсказка. Высказывание строят в 4 этапа:
1) изложите свою мысль: «Я считаю, что…»;
2) объясните причину появления этой мысли: «Потому что…»;
3) приведите аргументы в поддержку вашей позиции: «Например…»;
4) сделайте вывод: «Таким образом,…».
3. Проблемная исследовательская беседа
«Трагичен ли жизненный путь Онегина?»
Групповая работа (Объединение в группы)
Исследователи первой группы, используя текст I, II, VIII глав, рассказывают о том, как относились к Онегину в светском обществе, как восприняло его поместное дворянство, петербургское общество; делают вывод о том, что общество осуждает Онегина. Это люди среднего уровня, а удел каждого, кто возвышается над ними,— одиночество.
Вторая группа исследователей, используя текст I, VI, VIII глав, рассказывают о том, как проводил время Онегин, живя в Петербурге, а потом — в деревне; о внутреннем, духовном мире Евгения; об отношении автора к своему герою; делают вывод о выздоровлении души Онегина, прошедшего путь от любования своей исключительностью к самосовершенствованию, о том, что автор любит и жалеет своего героя и надеется на лучшее в его судьбе.
4. Фронтальная работа
Оптимистичен или трагичен путь Онегина? Предложите аргументы «за» и «против».
5.
Презентация на тему «Странный» герой пушкинского романа, выполненная учащимися.
6. Слово учителя(записать в тетрадь!!!)
В литературоведении существует понятие «лишний человек». Этот термин принадлежит И. С. Тургеневу, который написал повесть «Дневник лишнего человека». Через несколько лет после опубликования повести Тургеневский термин стал употребляться достаточно широко. У героев, которых называют «лишними людьми», есть общие черты: скептицизм, социальная апатия, эгоизм, одиночество. Раньше Онегина называли «лишним человеком» потому, что он не стал декабристом, не сблизился с народом. а какое определение «лишнему человеку» дали бы вы? (Люди, которые по своему развитию и уму стояли выше окружающего их общества, критически относились к нему, но не смогли найти применения своим силам и способностям.)
V. Подведение итогов урока. Рефлексия. (!!!! Записать в тетрадь)
Что означает имя Евгений? (В переводе с древнегреческого: благородный)
А что можно сказать о герое, исходя из букв его фамилии и учитывая его характер и поведение? Запишем эти характеристики напротив каждой буквы:
О — одарённый, оригинальный…
Н — необычный, начитанный, новый герой…
Е — европейского склада, если е = э, то эгоист…
Г — главный герой, гордый…
И — интеллектуальный, изысканный, интересный…
Н — непонятный, незаурядный…
Можем ли мы в чём-то обвинять Онегина? Строго его судить? Почему?
Комментарии
Отправить комментарий