Литература. 6 класс.03.11.2021
Тема: И.А.Крылов. Краткие сведения об И.А.Крылове. Роль смеха в обличении человеческих пороков в баснях И.А.Крылова. Басня «Волк и Ягненок»
Ход урока
1. Работа по теме.
Кто не слыхал его живого слова? Кто в жизни с ним не встретился своей!
Бессмертные творения Крылова мы с каждым годом любим все сильней.
Со школьной парты с ними мы сживались, В те дни букварь постигшие едва,
И в памяти навеки оставались Крылатые крыловские слова.
М. Исаковский.
-Почему крыловские слова называют «крылатыми»? Это нам предстоит понять на сегодняшнем уроке.
Слово учителя о творчестве Крылова. В каждой стране есть свои баснописцы. В Росси лучшим считается И.А. Крылов.
Словарная работа.
Баснописец-человек, который пишет басни. Эзоп-древнегреческий баснописец, раб, жил в 6 веке до н.э. ,был очень остроумным и популярным человеком своего времени, считается родоначальником жанра басня.
Иван Андреевич Крылов родился в 1769 году в Москве в семье бедного армейского офицера. В 1775 году отец ушел с военной службы, и семья переехала в Тверь.
Грамоте Крылов выучился дома, он много читал ,изучал французский язык. После смерти отца в1778 году семья осталась без средств к существованию. Поэтому Крылову в девять лет пришлось поступить на работу писцом в Тверской суд.
В конце 1782 года Крылов с матерью едет в Петербург, где работает в канцелярии в Казенной палате. Также он самостоятельно изучает литературу, математику, итальянский язык.
Слайд про мать.
К 14 годам Иван Андреевич уже начал писать стихи и драматургические произведения, среди них была опера «Кофейница» , за которую Крылов получил 60 рублей. Затем Крылов пишет еще 2 комедии, которые принесли ему первую известность и новую работу. В 1787 году умирает мать Крылова ,и ему приходится заботиться о младшем брате.
В 1788 году работает в журнале «Утренние часы», там печатаются его первые басни. Через год создает журнал «Зритель», где высмеивает недостатки русского общества.
В1809 году вышла первая книга басен Крылова. Именно благодаря басне Крылов стал известен читателям. В баснях Крылов представил читателям живые картинки русской жизни.
В 1812 году Иван Андреевич стал библиотекарем Публичной библиотеки ,где прослужил 30 лет.
В1841 году выходит в отставку, собирает книги, составляет словари. Умер Иван Андреевич Крылов
В 1844 году в возрасте 75 лет.
Великий русский баснописец был похоронен в Петербурге..
В Санкт-Петербурге сооружен памятник Крылову. На каждой стороне высокого постамента, на котором разместился памятник,-барельефные изображения персонажей наиболее известных басен Крылова .памятник был сооружен на деньги, которые собрали по все России. Памятники Крылову были установлены по всей России и напоминают о таланте великого баснописца.
2 . Беседа о баснях.
Басенное наследие Крылова составляет девять книг, включающих более 200 басен.
Словарная работа.
Басня – короткий комический рассказ в стихах или прозе с прямым моральным выводом, придающим рассказу аллегорический смысл. Главные герои: животные, растения, люди.
ЗАПИСАТЬ В ТЕТРАДЬ
Особенности басни.
Интересный, короткий занимательный сюжет;
Мало описаний
Много диалогов
Героев обычно несколько;
Главный герой выражает основную идею;
Героями являются животные, растения, люди ,вещи ,птицы ,рыбы
Басни обычно пишутся в стихотворной форме;
Используется прием иносказание;
В начале или в конце сформулирован вывод-мораль;
Высмеиваются человеческие пороки;
Басни высмеивают.
Лесть
Ложь
Глупость
Лень
Безнравственность
Невежество
Хвастовство
Басня учит:
Дружбе
Трудолюбие
Усердию
Честности
Доброте
Отзывчивости
Благородству
Благодарности
Добывать знания.
Мораль басни – нравственные правила ,которым следуют в обществе и дома.
Афоризмы.
Словарная работа.
Афоризм( греч. определение)-оригинальная законченная мысль, изреченная или записанная в лаконичной форме и впоследствии воспроизводимая другими людьми из басен Крылова уже при его жизни использовались его современниками наряду с пословицами и поговорками.
Иван Андреевич Крылов обогатил русский язык, русскую речь крылатыми ,остроумными, образными выражениями-сравнениями.
3.Работа с текстом художественного произведения.
Чтение басни «Волк и Ягненок». Открываем учебники на странице 81.
Анализ басни.
О чем это басня? (о Волке и Ягненке, о взаимоотношениях, о несправедливости)
Сформулируйте тему басню (несправедливость и нечестность в отношениях).
Сколько персонажей в басне? Назовите их (Волк, Ягненок, автор-повествователь).
Определите характер каждого персонажа (Волк – грубый, злой, может, обиженный, несправедливый, жестокий; Ягненок – слабый, наивный, беспомощный; Автор – осуждает поведение волка, но ничем не может помочь ягненку).
Сформулируйте идею басни (Того, кто имеет силу и власть, не интересует справедливость и честность).
Посмотрите: в каких строках заключена идея? Как называется этот элемент басни? (мораль - «У сильного всегда бессильный виноват»)
Рассмотрите композицию: определите завязку событий, кульминацию и развязку (завязка – Волк увидел Ягненка, кульминация – разговор Волка с Ягненком и слова «Но я с тобой за их разведаюсь грехи», развязка – «и в темный лес Ягненка поволок».
Рассмотрим иллюстрации (в сборниках басен Крылова).
– Вам понравилась басня?
– Как вы относитесь к героям басни? Кого поддерживаете?
– Вы согласны с поведением Волка?
– Какой можно сделать вывод? Как нужно и как нельзя поступать?
– Как бы вы поступили на месте Ягненка? А Волка?
– А в вашей жизни случались ли подобные события?
– Какой финал басни вы можете предложить?
4. Д/з: выучить басню "Волк и ягненок" наизусть. Видео прислать ДО 06.11.2021
Комментарии
Отправить комментарий