Литература. 7 класс.03.11.2021

Тема:Стихотворение А.С.Пушкина «Цветок». Раздумья поэта о человеческой жизни.    

                                                                            Ход урока

Слово учителя: Тема нашего урока звучит философски: «Раздумья поэта о человеческой жизни». Обратимся к  лаконичному, выразительному, художественно яркому,  стихотворению, в котором отражены проникновенные, глубокие чувства и размышления о смысле жизни, о счастье и любви.

Сообщение литературоведов: Что находит выражение в лирике? Кто находится в центре лирического произведения?

Запись в стетрадь: Лирический герой – это образ-переживание, созданный в конкретном поэтическом творении.

Чтение стихотворения «Цветок».


Цветок засохший, безуханный,

Забытый в книге вижу я;

И вот уже мечтою странной

Душа наполнилась моя:


Где цвел? когда? какой весною?

И долго ль цвел? и сорван кем?

Чужой, знакомой ли рукою?

И положен сюда зачем?


На память нежного ль свиданья,

Или разлуки роковой,

Иль одинокого гулянья

В тиши полей, в тени лесной?


И жив ли тот, и та жива ли?

И нынче где их уголок?

Или уже они увяли,

Как сей неведомый цветок?

1828


1. Ответьте (устно) на вопросы:

- С каким чувством вы читали это стихотворение?

- Почему «засохший, безуханный» цветок вызвал глубокие раздумья поэта?

- О чем заставило задуматься настроение лирического героя? Понятно ли оно вам? Близко ли? .

2. Определить тему стихотворения, главную мысль. Составить цепочку ключевых (опорных) слов .

3. Истолкуйте лексическое значение слов «безуханный», «роковой», «неведомый».

Перечитайте 2 и 3 строфы стихотворения. Определите смысловую роль антонимов.

Слова каких частей речи преобладают в стихотворении? Какую эмоциональную нагрузку они несут? Какие чувства, переживания, размышления они выражают? 

4.Поразмышляйте над особенностями композиции стихотворения (эмоционально окрашенная экспозиция, далее – в риторических вопросах философские размышления о жизни) .

5.Какие изобразительно-выразительные средства языка использует поэт, передавая размышления о жизни, ее смысле, скоротечности? (белые карточки).

6. Какие предложения преобладают в стихотворении? Объясните роль точки с запятой в первой строфе (голубые карточки).

7. Определить стихотворный размер «Цветка» (четырехстопный ямб – любимый стихотворный размер Пушкина, так как кажется максимально приближенным к разговорной речи, это размер размышлений, объяснимых и понятных каждому). 


  1. Безуханный – неблагоухающий, неблаговонный, непахнущий, непахучий, безароматный, недушистый. Устар. (см. Толковый словарь живого великорусского языка В.И.Даля)

  2. Роковой – 1. Приносящий горе, как бы предопределенный роком (рок – несчастливая судьба). 2. Решающий, определяющий собой поворот к чему-нибудь плохому, к несчастью. 3. Имеющий тяжелые или гибельные последствия (см. Словарь русского языка С.И.Ожегова).

  3. Сей – устар. Указательное местоимение. То же, что и этот.

  4. Неведомый – 1.Неизвестный, незнакомый (устар. и книжн.). 2. Таинственно-непонятный (книжн.) (см. Словарь русского языка С.И.Ожегова).

После поэтапной работы делаем выводы по жанровой принадлежности данного стихотворения.

- Читаем словарь: «Философский – глубокомысленный, серьезный, содержащий раздумья о важнейших вопросах жизни».


Слово учителя: Перед нами всего за несколько минут прошла человеческая жизнь…Когда люди уходят, остаются вещи. Безмолвные свидетели радостей и горестей своих бывших хозяев, они продолжают жить особой, таинственной жизнью. Неодушевленных предметов нет, есть неодушевленные люди.

Подумайте об этом.



Подведение итогов урока. Рефлексия.


- О чем задумались после изучения философского стихотворения А.С.Пушкина?

 

Дифференцированное домашнее задание:

1) написать сочинение-миниатюру (объем 0, 5 -1 стр.) на тему: «О чем меня заставили задуматься размышления Пушкина?»;

!!! Работы прислать ДО 06.11.2021


Комментарии

Популярные сообщения из этого блога