Литература. 7 класс.03.11.2021
Тема:Стихотворение А.С.Пушкина «Цветок». Раздумья поэта о человеческой жизни.
Ход урока
Слово учителя: Тема нашего урока звучит философски: «Раздумья поэта о человеческой жизни». Обратимся к лаконичному, выразительному, художественно яркому, стихотворению, в котором отражены проникновенные, глубокие чувства и размышления о смысле жизни, о счастье и любви.
Сообщение литературоведов: Что находит выражение в лирике? Кто находится в центре лирического произведения?
Запись в стетрадь: Лирический герой – это образ-переживание, созданный в конкретном поэтическом творении.
Чтение стихотворения «Цветок».
Цветок засохший, безуханный,
Забытый в книге вижу я;
И вот уже мечтою странной
Душа наполнилась моя:
Где цвел? когда? какой весною?
И долго ль цвел? и сорван кем?
Чужой, знакомой ли рукою?
И положен сюда зачем?
На память нежного ль свиданья,
Или разлуки роковой,
Иль одинокого гулянья
В тиши полей, в тени лесной?
И жив ли тот, и та жива ли?
И нынче где их уголок?
Или уже они увяли,
Как сей неведомый цветок?
1828
1. Ответьте (устно) на вопросы:
- С каким чувством вы читали это стихотворение?
- Почему «засохший, безуханный» цветок вызвал глубокие раздумья поэта?
- О чем заставило задуматься настроение лирического героя? Понятно ли оно вам? Близко ли? .
2. Определить тему стихотворения, главную мысль. Составить цепочку ключевых (опорных) слов .
3. Истолкуйте лексическое значение слов «безуханный», «роковой», «неведомый».
Перечитайте 2 и 3 строфы стихотворения. Определите смысловую роль антонимов.
Слова каких частей речи преобладают в стихотворении? Какую эмоциональную нагрузку они несут? Какие чувства, переживания, размышления они выражают?
4.Поразмышляйте над особенностями композиции стихотворения (эмоционально окрашенная экспозиция, далее – в риторических вопросах философские размышления о жизни) .
5.Какие изобразительно-выразительные средства языка использует поэт, передавая размышления о жизни, ее смысле, скоротечности? (белые карточки).
6. Какие предложения преобладают в стихотворении? Объясните роль точки с запятой в первой строфе (голубые карточки).
7. Определить стихотворный размер «Цветка» (четырехстопный ямб – любимый стихотворный размер Пушкина, так как кажется максимально приближенным к разговорной речи, это размер размышлений, объяснимых и понятных каждому).
Безуханный – неблагоухающий, неблаговонный, непахнущий, непахучий, безароматный, недушистый. Устар. (см. Толковый словарь живого великорусского языка В.И.Даля)
Роковой – 1. Приносящий горе, как бы предопределенный роком (рок – несчастливая судьба). 2. Решающий, определяющий собой поворот к чему-нибудь плохому, к несчастью. 3. Имеющий тяжелые или гибельные последствия (см. Словарь русского языка С.И.Ожегова).
Сей – устар. Указательное местоимение. То же, что и этот.
Неведомый – 1.Неизвестный, незнакомый (устар. и книжн.). 2. Таинственно-непонятный (книжн.) (см. Словарь русского языка С.И.Ожегова).
После поэтапной работы делаем выводы по жанровой принадлежности данного стихотворения.
- Читаем словарь: «Философский – глубокомысленный, серьезный, содержащий раздумья о важнейших вопросах жизни».
Слово учителя: Перед нами всего за несколько минут прошла человеческая жизнь…Когда люди уходят, остаются вещи. Безмолвные свидетели радостей и горестей своих бывших хозяев, они продолжают жить особой, таинственной жизнью. Неодушевленных предметов нет, есть неодушевленные люди.
Подумайте об этом.
Подведение итогов урока. Рефлексия.
- О чем задумались после изучения философского стихотворения А.С.Пушкина?
Дифференцированное домашнее задание:
1) написать сочинение-миниатюру (объем 0, 5 -1 стр.) на тему: «О чем меня заставили задуматься размышления Пушкина?»;
!!! Работы прислать ДО 06.11.2021
Комментарии
Отправить комментарий