Русский язык. 7 класс. 09.04.21
Тема: Развитие речи. Сочинение - описание внешности человека на основе личных наблюдений.
Ход урока
1. Устно ответьте на вопросы
– Какие слова в названии темы главные? (Описание внешности – личные наблюдения.)
– Как вы понимаете «личные наблюдения»? (Это то, что я видел сам.)
– А что значит описать внешность человека? (Это описать (рассказать) лицо, рост, одежду, руки, фигуру, которые служат для внешней портретной характеристики; глаза, манеры, осанку, походку, речь, жесты, которые служат для описания внутренней характеристики.
Вывод: главное в описании внешности – попытаться передать внутренний мир героя сочинения.)
– Как вы думаете, что необходимо отразить в описании внешности человека? (Надо постараться найти характерные особенности его индивидуальности, что может быть связано с его профессией, с его душевным состоянием.)
– Описание внешности может открывать нам внутреннее состояние человека? А характер?
– Чтобы показать при описании внешности индивидуальность человека, каким должен быть сам описывающий его? (Наблюдательным, внимательным к окружающим людям.)
дополняет ответы, организует и сопровождает деятельность учащихся.
– Вы, наверное, знаете, что описание внешности может быть разным: деловое (при розыске пропавшего, так как надо указать особые приметы), например: Потерялась собака 4-х лет… Порода… Зовут… Окрас… На правой щеке ближе к шее – белое пятно...;
научное (описание археологами найденных экспонатов, описание представителя определенной расы);
художественное (описание литературного героя)
упр.97 - устно
2. Целеполагание и построение выхода из затруднения
– Мы узнали, что значит описать внешность человека
(это…), каким человеком надо быть (наблюдательным, внимательным к окружающим тебя людям). Надо обязательно суметь передать индивидуальность человека, его характер, настроение, душевное состояние в этот момент.
– И вы приступаете к описанию внешности. Давайте запишем несколько пожеланий, которые помогут вам правильно это сделать.
ПАМЯТКА
Определи свой замысел. Зачем ты описываешь именно этого человека?
Почувствуй индивидуальность, неповторимость, что поможет понять его характер, настроение, внутреннее «Я».
Продумайте последовательность изложения.
Не заменяйте описание повествованием. (То есть вместо описания друга вы рассказываете о том, как вы познакомились и подружились.)
Использовать можно портретную лексику.
– Давайте вместе сделаем примерные записи (работа выполняется по группам с последующей проверкой и дополнением).
3.Запись в тетрадь.
Глаза – серые, карие, синие, черные, зеленые, голубые, небесные, серовато-голубые, лучистые, темные, светлые, маленькие, большие, хитрые, бегающие, узкие, косые, раскосые, злые, добрые, со смешинкой, дикие, приветливые, недоверчивые, коварные…
Нос – прямой, с горбинкой, курносый, вздернутый, широкий, узкий…
Волосы – каштановые, светлые, русые, соломенные, седые, с проседью, густые, пышные, блестящие, короткие, длинные, прямые, волнистые, кудрявые, торчащие как палки…
Походка – собранная, вразвалку, быстрая, странная, подпрыгивающая, смешная…
Взгляд – растерянный, веселый, недоверчивый, открытый, грустный, восторженный, хитрый, доверчивый…
4. Творческая практическая деятельность
по реализации построенного проекта
Прочитайте карточку 1. Портрет подруги.
Ей четырнадцать лет. Черты лица мелкие. Лицо круглое. Лоб небольшой, открытый. Волосы русые, заплетенные в косу с голубым бантом. Глаза синие и живые. Ресницы маленькие и белые. Нос небольшой с горбинкой. Рот маленький. Губы красные.
– Как Вы думаете, определил ли автор этого описания свой замысел? Показал ли он в описании индивидуальность этого человека? Да еще подруги! (Нет, портрет не получился, потому что описываются отдельные детали внешности девочки, их перечисление. А индивидуальное, существенное не выделено.)
– Давайте попробуем внести исправления. Я думаю, у нас получится. Давайте подумаем, какой мы хотим себе представить эту девочку? Определим замысел! (Девочка приятная, открытая, доброжелательная….)
– Простым карандашом делаем вставки. Читаем целиком исправленный текст. Теперь появилась индивидуальность.
7. Домашняя работа: на черновике описать своего родного человека по личным наблюдениям, исходя из материала урока.
!!! Черновики с работами принести на урок.
Комментарии
Отправить комментарий