Русский язык. 7 класс. 09.04.21

Тема: Развитие речи. Сочинение - описание внешности человека на основе личных наблюдений.


Ход урока

1. Устно ответьте на вопросы

– Какие слова в названии темы главные? (Описание внешности – личные наблюдения.)

– Как вы понимаете «личные наблюдения»? (Это то, что я видел сам.)

– А что значит описать внешность человека? (Это описать (рассказать) лицо, рост, одежду, руки, фигуру, которые служат для внешней портретной характеристики; глаза, манеры, осанку, походку, речь, жесты, которые служат для описания внутренней характеристики.

Вывод: главное в описании внешности – попытаться передать внутренний мир героя сочинения.)


– Как вы думаете, что необходимо отразить в описании внешности человека? (Надо постараться найти характерные особенности его индивидуальности, что может быть связано с его профессией, с его душевным состоянием.)

– Описание внешности может открывать нам внутреннее состояние человека? А характер?

– Чтобы показать при описании внешности индивидуальность человека, каким должен быть сам описывающий его? (Наблюдательным, внимательным к окружающим людям.)

дополняет ответы, организует и сопровождает деятельность учащихся.

– Вы, наверное, знаете, что описание внешности может быть разным: деловое (при розыске пропавшего, так как надо указать особые приметы), например: Потерялась собака 4-х лет… Порода… Зовут… Окрас… На правой щеке ближе к шее – белое пятно...;

научное (описание археологами найденных экспонатов, описание представителя определенной расы);

художественное (описание литературного героя)

упр.97 - устно


2. Целеполагание и построение выхода из затруднения


– Мы узнали, что значит описать внешность человека
(это…), каким человеком надо быть (наблюдательным, внимательным к окружающим тебя людям). Надо обязательно суметь передать индивидуальность человека, его характер, настроение, душевное состояние в этот момент.

– И вы приступаете к описанию внешности. Давайте запишем несколько пожеланий, которые помогут вам правильно это сделать.

ПАМЯТКА

 Определи свой замысел. Зачем ты описываешь именно этого человека?

 Почувствуй индивидуальность, неповторимость, что поможет понять его характер, настроение, внутреннее «Я».

 Продумайте последовательность изложения.

 Не заменяйте описание повествованием. (То есть вместо описания друга вы рассказываете о том, как вы познакомились и подружились.)

 Использовать можно портретную лексику.

– Давайте вместе сделаем примерные записи (работа выполняется по группам с последующей проверкой и дополнением).

3.Запись в тетрадь.

Глаза – серые, карие, синие, черные, зеленые, голубые, небесные, серовато-голубые, лучистые, темные, светлые, маленькие, большие, хитрые, бегающие, узкие, косые, раскосые, злые, добрые, со смешинкой, дикие, приветливые, недоверчивые, коварные…

Нос – прямой, с горбинкой, курносый, вздернутый, широкий, узкий…

Волосы – каштановые, светлые, русые, соломенные, седые, с проседью, густые, пышные, блестящие, короткие, длинные, прямые, волнистые, кудрявые, торчащие как палки…

Походка – собранная, вразвалку, быстрая, странная, подпрыгивающая, смешная…

Взгляд – растерянный, веселый, недоверчивый, открытый, грустный, восторженный, хитрый, доверчивый…


4. Творческая практическая деятельность

по реализации построенного проекта


Прочитайте карточку 1. Портрет подруги.

Ей четырнадцать лет. Черты лица мелкие. Лицо круглое. Лоб небольшой, открытый. Волосы русые, заплетенные в косу с голубым бантом. Глаза синие и живые. Ресницы маленькие и белые. Нос небольшой с горбинкой. Рот маленький. Губы красные.

– Как Вы думаете, определил ли автор этого описания свой замысел? Показал ли он в описании индивидуальность этого человека? Да еще подруги! (Нет, портрет не получился, потому что описываются отдельные детали внешности девочки, их перечисление. А индивидуальное, существенное не выделено.)

– Давайте попробуем внести исправления. Я думаю, у нас получится. Давайте подумаем, какой мы хотим себе представить эту девочку? Определим замысел! (Девочка приятная, открытая, доброжелательная….)

– Простым карандашом делаем вставки. Читаем целиком исправленный текст. Теперь появилась индивидуальность.


7. Домашняя работа: на черновике описать своего родного человека по личным наблюдениям, исходя из материала урока. 


!!! Черновики с работами принести на урок.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога