Литература. 9 класс. 30.04.21
Тема: Внеклассное чтение. Н.Рубцов. Лирика
Ход урока
1.Сегодня на уроке мы познакомимся с поэтическим направлением, вошедшим в русскую литературу 20 века под названием «тихая лирика». «Тихой поэзии» суждено было стать последним, «девятым» валом мощного всплеска поэтической энергии, который буквально взбудоражил читающую Россию середины 50-х годов.
Целое десятилетие не спадало поэтическое напряжение, появилось множество талантливых, ярких имён, обилие поэтических направлений.
Явление этого десятилетия можно сравнить, пожалуй, лишь с «серебряным веком» в русской поэзии 20 века.
Чтобы понять, каковы истоки «тихой лирики», необходимо обратиться к этому десятилетию.
Настоящий «поэтический бум» наступил в стране с середины 50-х годов 20 века, в период так называемой «оттепели». После смерти Сталина, с приходом к власти Хрущёва именно через поэтов выплеснулось всё, что накопилось. Была потребность высказаться, не боясь быть наказанным за собственные мысли и слова. Поэзия становится выразителем времени.
Творческая среда поэтов «тихой лирики»: это мощная духовная идея, обращённая к личности, к родине, к России, говорящая о неразрывной связи с ней. И прозвучала она прежде всего в строках стихотворения Н.Рубцова «Видение на холме»: «Россия, Русь! Храни себя, храни!» Эта строка означает обращение поэта к традициям прошлого.
Слово учителя:
В творчестве «тихих лириков» прослеживаются традиции русской классической поэзии 19 века, прежде всего Ф.И.Тютчева, А.А.Фета, Н.Кольцова, А.С.Пушкина. Для них как и для Тютчева и Фета самым главным является образ человека перед лицом мироздания.
В судьбе этих поэтов много общего: трудная личная судьба, неизвестность их стихов, частые нападки со стороны критиков в 70-е годы. Личный и творческий путь их нелёгок. Если мы обратимся к современным словарям и энциклопедиям, то о некоторых поэтах мы не найдём ни строчки сведений, хотя их произведения заслуживают особого внимания, и прежде всего потому, что они о самом близком и родном, что есть у человека: о матери, доме, природе.
Сегодня мы обратимся к некоторым страницам жизни и творчества их идейного вдохновителя – поэта Н.М.Рубцова.
Спешит наш век. Слова мелькают, лица,
Лязг, скрежет, гром, сирены и гудки…
Я приглашаю вас остановиться
У медленно катящейся реки.
Олег Дмитриев.
Слово учителя:
Именно любовь к «малой родине», к её природе объединяла поэтов «тихой лирики», помогала им вглядеться в духовную жизнь народа и воплотить её в поэтическом слове.
9) Подведение итогов обзора поэзии «тихой лирики».
Слово учителя:
Мы совершили с вами сегодня обзор поэзии «тихой лирики».
ОСОБЕННОСТИ «ТИХОЙ ЛИРИКИ»(ЗАПИСЬ В ТЕТРАДИ после темы урока)
Темы: - малая родина,
- природа и история,
- природа и нация (народ),
- Душа и Вселенная,
- терпение,
- любовь к матери, к женщине.
Идеи: - боль за утрату нравственных чувств,
- стремление к истокам, корням,
- связь личности с родиной, нацией,
- воплощение духовного мира человека в лирике,
- вера в возрождение России, призыв к возрождению.
Символы-образы: - отчий дом,
- образы природы (Вселенная, свет, звезда, небо, берёза), - фольклорные образы.
Слово учителя:
Сегодня на уроке мы поняли, что поэзия «тихой лирики» - не просто стихи, созданные на основе мыслей и чувств. Это произведения, которые выстраданы и пережиты их авторам, а затем просто и доступно переданы и доверены читателю. Строки их поэзии точны и неподдельно искренни.
Вопрос ученикам:
Как вы думаете, нужны ли эти стихи сейчас, в наш стремительный век?
Вывод. Рефлексия:
Глубина жизни зовёт читателя постигать стихи этих поэтов, изучать их, обращаться к ним и в печали, и в радости. Многие стихи поэтов стали песнями.
4. Д/З: выучить наизусть одно из стихотворений Николя Рубцова. Видео прислать ДО 04.05.21
Комментарии
Отправить комментарий