Литература. 9 класс. 27.04.21
Тема: Внеклассное чтение. М.Зощенко. Рассказы
Ход урока
1. Посмотрите видеоурок https://www.youtube.com/watch?v=sgoJmIXGt6I
2.1. М.Зощенко родился в 1895 г. Это был писатель - сатирик. Родился в семье художника. В 1913 году окончил гимназию и поступил в Петербургский университет на юридический факультет. За свою жизнь З. переменил несколько профессий: был сапожником, актёром, телефонистом, агентом уголовного розыска, счетоводом.
2. Первый рассказ З. был опубликован в 1921 году, когда ему было 26 лет. Первая книга «Рассказы Назара Ильича: господина Синебрюхова» представляет собой сборник коротких юмористических рассказов, где от лица героя – рассказчика повествуется о разных забавных происшествиях.
3. Народ в рассказах З. многолик, многословен, проявляет активность, однако, когда от него требуется веское слово, - замолкает, при малейшей опасности или ответственности – пасует.
4. Можно выделить две главные разновидности рассказов З. В одних персонаж совпадает с рассказчиком: герой рассказывает о себе, сообщает подробности о своей среде и биографии, комментирует свои поступки и слова («Кризис», «Баня» и др.). В других – сюжет отделён от рассказчика (герой – не рассказчик, а лишь наблюдатель описываемых событий и поступков).
5. Помимо произведений сатирических, есть у З. вещи автобиографического характера: детские рассказы и неоконченная повесть «Перед восходом солнца».
6. В середине 40-х годов сатирические произведения З. перестали появляться в печати. Отсутствие работы. Нищета. Продажа домашних вещей. Занятие сапожным ремеслом. Отчуждение от читательской среды, изоляция от многих вчерашних друзей и знакомых.
7. Персонажи З. унижены, у них растоптано чувство собственного достоинства. Обращаясь к читателям, как две капли воды похожим на его персонажей, З. помогал им открыть глаза на самих себя. Смеясь над чужой глупостью, читатели учились смеяться над собой, видели со стороны себя, и это не выглядело слишком обидно: ведь автор сочувствовал им. Они, т.е., мы сегодняшние читатели, тоже опознавали пошлость, которую З. умел обозначить.
1. В своих рассказах М. Зощенко использует юмор и сатиру. Что такое юмор?
(В ТЕТРАДЬ!– Юмор – изображение героев в смешном виде.)
2. Что такое сатира?
(В ТЕТРАДЬ! – Сатира – высмеивание, разоблачение отриц. сторон жизни путём изображения их в нелепом, преувеличенном виде.)
3. В своих рассказах З. высмеивает недостатки в обществе. Мы встретимся с таким явлением как волокита. Скажите, как вы понимаете это слово?
(В ТЕТРАДЬ! Волокита – недобросовестное затягивание дела, осложняемое выполнением мелких формальностей, излишней перепиской).
3. Прочитать рассказ "Встреча". Ответить письменно на вопросы:
1 С каких строк начинается рассказ «Встреча»?
2. Каким качеством, по мнению главного героя, обладают все люди?
3. Зачем пищевик преследовал главного героя?
4. После разговора пищевик и главный герой разошлись по дорогам, но с какой просьбой пищевик вновь обратился к главному герою?
5. Весь вечер герой думал о случайном попутчике. Почему? Какие мысли его занимали?
Резерв: Что сердце подсказывало герою насчёт преследователя?
4. Прочитать рассказ "Галоша". Ответить письменно на вопросы:
1. В каком месте главный герой потерял галошу?
2. Какие приметы галоши назвал герой?
3. Какой сезон по счёту носил герой галошу?
4. Отдали ли сразу герою галошу?
5. !!! Д/З: письменные ответы на вопросы прислать ДО 30.04.21
Комментарии
Отправить комментарий