Литература. 7 класс. 27.04.21
Тема: А.Грин "Алые паруса". Художественное своеобразие повести
Ход урока
1. Вступительная беседа (устно отвечаем на вопросы):
- Вы прочитали повесть. Что вас удивило в повести, что заставило задуматься?
- Почему у героев повести необычные имена?
-Какие географические названия встретились вам в повести? В чём их необычность?
Встретились ли вам в повести волшебные, фантастические картины?
2. Анализ образа Ассоль
.
Прочитайте выразительно эпизод рождения Ассоль и смерти её матери с начала повести до слов «...без такого несмышлёныша скучно».
Расскажите, как росла Ассоль, какие светлые и тёмные стороны жизни ей пришлось увидеть ещё в детстве, что помогало ей преодолевать невзгоды.
Выберите из текста первой главы детали портрета Ассоль (нервное, доброе личико, забавно напевала матросские песни, взволнованный голосок, стиранное... ситцевое платье, худенькие загорелые ноги, тёмные густые волосы, с оттенком грустного вопроса глаза и т. п.).
Как в нём проявилась душевная красота девочки и авторское отношение к ней?
Какие черты характера Ассоль мы видим в её поступках (погоня за упущенной игрушечной яхтой, рассказ о волшебнике и др.)?
Как отец отнёсся к её мечте об алых парусах? Сделайте вывод о внутреннем мире Ассоль.
3.Анализ образа Лонгрена
Прочитайте выразительно, как жили Лонгрен и Ассоль, со слов «Лонгрен поехал в город...» до слов «...равна действием глубокому сну».
Найдите слова и выражения, которыми автор изображает переживания Лонгрена после смерти жены. (Мертвея, Лонгрен наклонился; потупился и стал крутить ус; стал ещё замкнутее и нелюдимее; стал работать, опрокидывал стакан водки; гостей он не выносил; не посещал никого; делал сам всю домашнюю работу, ничего не покупал в лавке Меннерса и др.)
Почему Лонгрен не помог Меннерсу?
Какова нравственная позиция Лонгрена?
(Надо уметь любить, а этогото они не могут. Просил настоящую стоимость из-за нелюбви к торгу. Не стоит отнимать у тебя такую игрушку. Много ведь придётся в будущем увидеть тебе не алых, а грязных и хищных парусов; издали — нарядных и белых, вблизи — рваных и наглых.)
Как показано отношение Лонгрена к Ассоль? Подтвердите свои мысли примерами.
Почему Лонгрен не разбудил Ассоль, когда нищий просил у него прикурить? Сделайте вывод о характере Лонгрена.
4. Анализ образов жителей Каперны
Дайте характеристику Меннерсу. Как автор показывает нам его непривлекательность?
(Не бережёт чистоты семейных отношений — требовал от Мери любви; груб — обратился к Лонгрену: «Что же ты стал как пень!»; трус — рыдал от ужаса, обещал деньги, угрожал и сыпал проклятиями; вызывал у Лонгрена только презрение.)
Какими изображены жители Каперны?
(Редкий из них способен был помнить оскорбление более тяжкое, чем перенесённое Лонгреном, и горевать так сильно, как горевал он; им было отвратительно, непонятно, поражало их, что Лонгрен молчал; он поступил иначе, чем поступали они; рыбаки умолкали в его присутствии, отходя в сторону, как от зачумлённого; Ассоль росла без подруг; дети гримасничали, высовывая языки, и др.)
Какими словами выражается авторское осуждение жителей Каперны?
(Окрики взрослых, характер страшного запрета, пересуды и кривотолки, истерический язык сплетни и др.).
5. Итоговые вопросы:
- В каком мире живут Ассоль и Лонгрен?
- Почему они не разучились любить и мечтать?
- Почему в человеческих душах гибнут романтические устремления?
- Почему Лонгрен и Ассоль оказались способны противостоять трудностям обыденной жизни, сохранять в душе чистые и светлые чувства?
-Как, по мнению писателя, человек может преодолеть трудности жизни, пересилить обыденность безрадостного существования?
6. Домашнее задание: письменно ответить на Итоговые вопросы.
!!! Работы прислать ДО 30.04.21
Комментарии
Отправить комментарий