Литература. 7 класс. 20.04.21

Тема: А.Грин "Алые паруса". Образы Ассоль и Грэя

Ход урока

1. Посмотрите видеоурок по ссылке https://www.youtube.com/watch?v=XRTmpPkWIxg

2.Теоретический материал для самостоятельного изучения

Центральной линией сюжета повести-феерии «Алые паруса» является трогательная, романтическая история любви Ассоль и Грэя: бедной девушки и богатого капитана корабля. Наблюдая за судьбами героев, мы видим между ними как общие черты, так и большие различия.

Рассмотрим некоторые факты из жизни Ассоль (имя Ассоль с испанского переводится «к солнцу»). Она с пятимесячного возраста осталась без матери, воспитанием девочки занимался Лонгрен, отец девочки.

Однажды Ассоль встретила сказочника Эгля, который предсказал ей судьбу: когда она вырастет, за ней приплывёт принц на белом корабле с алыми парусами: «...Ты будешь большой, Ассоль. Однажды утром в морской дали под солнцем сверкнёт алый парус. Сияющая громада алых парусов белого корабля двинется, рассекая волны, прямо к тебе <...> Тогда ты увидишь храброго красивого принца; он будет стоять и протягивать к тебе руки. – «Здравствуй, Ассоль! – скажет он...».

Романтическая девочка поверила в это предсказание.

Ассоль с отцом живут в Каперне. Но отношение к ним местных жителей было неприязненное. Дети не играли с Ассоль, унижали и обижали её, а взрослые считали чудачкой.

Но она всё также продолжала мечтать об алых парусах: «...Не раз, волнуясь и робея, она уходила ночью на морской берег, где, выждав рассвет, совершенно серьёзно высматривала корабль с алыми парусами. Эти минуты были для неё счастьем; нам трудно так уйти в сказку, ей было бы не менее трудно выйти из её власти и обаяния...».

Совершенно другое детство было у смелого, решительного и целеустремлённого Артура Грэя.

Он был добрым, сострадательным ребёнком. Окружающие любили его и уважали, он был щедрым, по-доброму относился ко всем:

«...Однажды он узнал, что Бетси не может выйти замуж за конюха Джима, ибо у них нет денег обзавестись хозяйством. Грэй разбил каминными щипцами свою фарфоровую копилку и вытряхнул оттуда всё, что составляло около ста фунтов <...> Он не взял денег назад и не хотел более говорить об этом...».

В 15 лет Артур сбежал из дома и устроился юнгой на корабль. А потом стал капитаном.

Как-то раз их корабль «Секрет» остановился в Каперне.

Прогуливаясь по лесу, Грэй видит спящую Ассоль и влюбляется в неё. Пока она спит, надевает на палец Ассоль кольцо:

«...Он бережно опустил кольцо на малый мизинец, белевший из-под затылка...».

Грэй узнаёт, что Ассоль мечтает о принце на корабле с алыми парусами и решает воплотить мечту девушки в жизнь.

Он нанимает оркестр и покупает алую ткань для парусов, затем натягивает алые паруса на своём корабле и плывёт к Ассоль.

«…«Секрет» в это время огибал небольшой мыс, держась к берегу углом левого борта; негромкая музыка лилась в голубом дне с белой палубы под огнём алого шёлка...».

Ассоль видит корабль с алыми парусами и выбегает на берег.

Грэй подплывает к ней и говорит: «...– Вот, я пришёл. Узнала ли ты меня? Она кивнула, держась за его пояс, с новой душой и трепетно зажмуренными глазами. Счастье сидело в ней пушистым котёнком...».

Артур так же, как и Ассоль, был романтиком в душе. Это объединяет героев, позволяет им найти друг друга и обрести счастье.

Грэй-романтик воплощает в реальность мечту Ассоль об алых парусах: «...я понял одну нехитрую истину. Она в том, чтобы делать так называемые чудеса своими руками...».

Главное, по мнению автора, нужно сохранять в своём сердце доброту и искренность, которые рано или поздно приведут к осуществлению мечты. «Алые паруса» – это не сказка, а история жизни человека, который мечтает и верит в чудо.

Теоретический материал для углублённого изучения

Сравнительная характеристика основана на сопоставлении двух персонажей из одного или разных произведений.

Многие герои даны «парами», как в повести-феерии А. Грина «Алые паруса» Ассоль и Грэй. Сравнительная характеристика часто помогает нам по-новому увидеть известных героев. Это способ более глубокого понимания произведения, постижения авторского замысла.

При сравнении обращается внимание на то, главный это герой или второстепенный, на место, которое занимают в композиции произведения.

Очень важно отметить развитие образа, определить черты характера, рассмотреть описание внешности, взаимоотношение с другими персонажами, занятия героев и тому подобное.

Примерный план характеристики героя

1. Определение места героя среди других персонажей.

2. Степень участия и его роль в конфликте.

3. Анализ имени.

4. Портрет. Внешний облик, как он дан автором и в восприятии других персонажей.

5. Речевая характеристика.

6. Описание предметов быта, жилища, одежды, условий жизни как средство самовыражения героя.

7. Семья, полученное воспитание, история жизни. Род занятий.

8. Черты характера. Эволюция личности в процессе развития сюжета.

9. Поступки и мотивы поведения, в которых герой проявляет себя наиболее ярко.

10. Прямая авторская характеристика. Отношение к герою других персонажей произведения.

11. Сопоставление с другими персонажами или литературным героем другого автора.

12. Оценка литературного персонажа его современниками.

Примеры заданий из Тренировочного модуля

Единичный выбор

Кто из героев учит Ассоль читать и писать?

Лонгрен

Циммер

Эгль

Меннерс

После смерти жены воспитанием дочери занимается Лонгрен, поэтому он учит её всему. В том числе и чтению-письму.

Правильный ответ: Лонгрен

Выделение цветом

Найдите в отрывке повести А. С. Грина «Алые паруса» эпитеты и выделите их.

Грэй шёл к цели со стиснутыми зубами и побледневшим лицом. Он выносил беспокойный труд с решительным напряжением воли, чувствуя, что ему становится всё легче и легче по мере того, как суровый корабль вламывался в его организм, а неумение заменялось привычкой.

Сначала вспомним, что такое эпитет. Это определение при слове, влияющее на его выразительность, красоту произношения. Эпитет чаще может быть выражен прилагательным или наречием.

Эти эпитеты в тексте и надо выделить цветом:

Грэй шёл к цели со стиснутыми зубами и побледневшим лицом. Он выносил беспокойный труд с решительным напряжением воли, чувствуя, что ему становится всё легче и легче по мере того, как суровый корабль вламывался в его организм, а неумение заменялось привычкой.

3. Д/З : написать характеристику: Мальчики - Грэя, девочки - Ассоль (по плану, который дан в ходе урока)

!!! Работы прислать ДО 23.04.21

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога