Литература. 6 класс. 14.04.21

Тема: Дж. Лондон "Любовь к жизни". Изображение воли к жизни, самообладания, мужества человека в минуты смертельной опасности в рассказе.

Ход урока:

1. Вступительное слово учителя.

Джон Гриффит Лондон – это полное имя писателя Джека Лондона. Многие из вас уже читали его рассказы и повести. Запомнили жизнеутверждающую направленность книг Лондона.

Судьба Джека Лондона сложилась так, что он даже школу не закончил, но школу жизни он прошел большую. Он сам потом вспоминал: “В пятнадцать лет я был мужчиной, равным среди мужчин”. Джека воспитывал отчим, добрый, но не очень удачливый человек. Пришлось Джеку с ранних лет зарабатывать на жизнь самому. После десятичасового рабочего дня на консервной фабрике он приходил домой обессилевшим. И все-таки хватался за книги. Он открыл для себя на полках городской библиотеки огромный мир за горизонтом, и этот мир тянул его к себе. Как у Робинзона Крузо, в нем жил дух странствий и приключений.

Он прославлял величие и несокрушимость человеческого духа и совершенно не принимал пассивности, бессилия и равнодушия. В статье “ Что значит для меня жизнь” писатель утверждал: “Мы очистим подвалы и построим новое жилище для человечества , в котором не будет палат для избранных, где все комнаты будут просторными и светлыми.

Я верю, что чистота и бескорыстие духа победят господствующую ныне всепоглощающую алчность”.

За 16 лет напряженного труда Джек Лондон написал 50 книг. Итог его литературной деятельности. Одна из этих книг включает в себя рассказ “Любовь к жизни”.

“Упорство – вот тайна писательского мастерства, как и всего остального”.

“Упорство – чудеснейшая вещь”.

Верой в благородство, благородные качества проникнуты “северные рассказы” Лондона. В стране Белого Безмолвия, близ Полярного круга, люди ищут золото. Но не только страсть к наживе руководит ими, а и жажда приключений, любовь к свободе и ненависть к растленной буржуазной культуре. Здесь, лицом к лицу с природой, ведут они борьбу за утверждение личности, отстаивают свое человеческое достоинство.

Это герои рассказов “Белое Безмолвие”, “Мужество женщины”, “Любовь к жизни”.

3. Работа с текстом.

1). Перечитать начало рассказа. Обратить внимание на обстоятельства, при которых впервые мы с вами знакомимся с героями рассказа “Любовь к жизни”.

Учитель. Уже много дней герои рассказа в пути. Кажется, каждый из них предельно измотан.

2). Найдите в тексте детали, которые подтверждают эту мысль.

(“лица их выражали терпеливую покорность – след долгих лишений”, “плечи оттягивали тяжёлые тюки”, “оба шли сгорбившись, низко нагнув голову и не поднимая глаз”, “голос звучал вяло”, “говорил равнодушно”).

3). Что ещё можно сказать о героях?

(Один из них попадает в беду. А другой – Билл – оставляет своего товарища, испугавшись, что тот будет для него обузой, рассчитывая на то, что в одиночку легче спасти жизнь.)

4). Найти в тексте описание состояние героя, которого покинул товарищ. Обратите внимание на чувства, которые он испытывал.

(“и хотя его лицо оставалось по-прежнему тупым, в глазах появилась тоска, словно у раненого оленя.”
“Губы у него так сильно дрожали, что шевелились жесткие рыжие усы над ними.
– Билл! – крикнул он.
Это была отчаянная мольба человека, попавшего в беду…”).

5). Описание природы ещё в большей степени помогает понять нам одиночество и безнадёжность попавшего в беду человека, угнетённость его чувств.

(Найти описание природы в тексте.)

6). Что поддерживало путника после того, как Билл оставил его? Какой надеждой жил герой в начале своего пути без Билла?

(…Он подойдёт к тому месту…
Билл подождёт его там, и они вдвоём…
…где сколько хочешь еды…)

7). Выделим сцены многодневного пути героя (постепенно нарастает трагизм его положения):

1. Начало пути без Билла;
2. Чувство голода и встречи с куропатками;

3. Герой освобождается от всего лишнего;
4. Встреча с медведем;
5. “Наступили страшные дни дождей и снега”.
6. Герой увидел океан;
7. Встреча с волком.

8). Пересказ эпизода “Встреча с волком”.

(Конец эпизода читает учитель.)

9. Д/З: ответьте письменно на вопрос "Почему герой рассказа оказался победителем? В чём смысл рассказа “Любовь к жизни” и почему он так называется?"

!!! Работы прислать ДО 16.04.21


Учитель. Герой хотел жить. Он любил жить, и любовь к жизни давала ему силы преодолевать даже смертельные опасности.

(Зачитать конец рассказа вслух.)

10). Рассмотреть иллюстрации к рассказу, помещённые на экране, найти слова, которые можно употребить в качестве подписи к каждой иллюстрации.

11). Выразительное чтение понравившегося отрывка.

12). Работа с пословицами. Охарактеризовать героев рассказа “Любовь к жизни”, затем подобрать пословицы.

Герой: смелый, храбрый, мужественный, волевой, смог добиться намеченной цели, не отступал перед трудностями.

Билл: трусливый, равнодушный, малодушный, слабый, самолюбивый.

Пословицы:

  1. Храброму смерть не страшна (герой).
  2. Непуганная птица и куста боится (Билл).
  3. Враг хитрый, а я хитрей. (герой).
  4. У страха глаза велики. (Билл).
  5. Добыча ловца не ждёт (герой).

Учитель. Ребята, я думаю, этот рассказ никого не оставил равнодушным. На примере этого героя рассказа вы будете расти добрыми, мужественными, друг друга в беде не бросите, будете добиваться намеченной цели. Билл любил только себя, поэтому он и погибает, а вместе они бы выжили.


Домашнее задание – составить цитатный план того пути, который прошёл герой рассказа.

                                                       (Пример начала цитатного плана) 

                                                                                    Цитатный план.

1. “Стараясь идти по следам Билла, путник перебирался от озерка к озерку по камням, торчавшим во мху, как островки”.
2. “Как ни трудно ему было идти, еще труднее было уверить себя в том, что Билл его не бросил, что Билл, конечно, ждет его у тайника”.
3. “Он распаковал тюк и прежде всего сосчитал, сколько у него спичек”.
4. “Он услышал громкое фырканье и увидел большого оленя”.
5. ........далее вы сами)



Комментарии

Популярные сообщения из этого блога