Литература. 6 класс. 23.04.21

Тема: В.П.Астафьев. "Конь с розовой гривой". Жизненные уроки главного героя. Смысл названия произведения.

Ход урока

1. 

Этапы урока

Ход урока

Форма работы

Приветствие детей.

Создание позитивного настроя на работу.

  Наш урок, ребята, мне хочется начать  стихотворением, послушайте его внимательно и скажите, о чём оно:

У каждого есть в жизни «берег детства»,
Где море сказок и волшебных снов.
На эту красоту не наглядеться,
Так хочется вернуться вновь и вновь.

.

Слово учителя.

- Ответьте, о чём идёт речь в стихотворении?

- Как вы думаете, почему оно звучит в начале урока?

- Как оно связано с нашим уроком?

(мы читаем рассказ «Конь с розовой гривой», в котором главный герой – ребёнок, и он рассказывает о своём детстве)  

 

Проверка домашнего задания

 

Кроссворд

 «Интеллектуальная разминка».  (устно)


- Как слово детство связано с нашим  произведением?

- Ребята, а как вы понимаете слово «детство», что для вас оно означает? Подберите к данному слову слова-ассоциации. Продолжите фразу:

«Детство – это..» – игра, смех, счастье, веселье, маленький, проказы, беззаботность, друзья, каникулы, школа…

- Мы сказали, что в рассказе идёт речь  о жизни главного героя.

Ребята, а теперь обратимся к вашему домашнему заданию. Какую работу вы должны были сделать?
Составить кластер  на тему:  «Люди, которые окружали главного героя и влияли на формирование его характера » (!!!!! В тетради составляем кластер: смайлик, лучики с именами людей)

 - Давайте сделаем вывод, каким было детство главного героя?

Парная форма работы

 

Кластер: проверка через документ-камеру с объяснением ученика.

Вывод  делают дети:  у главного героя  детство было непростое, чтобы выжить, надо много трудиться.
(произведение Астафьева – это повествование писателя о собственном детстве, в котором действительно были и походы за земляникой, и купание в своенравной сибирской реке, и его друг Санька из многодетной семьи дяди Левонтия и бабушка с дедушкой, о которых он пишет с особой теплотой и любовью)

Определение целей и задач урока

 

 

Работа с рисунками детей, на которых изображён конь с розовой гривой.

Но были в жизни и радостные моменты: назовите  их. (пряник конём)

- В чём прелесть этого пряника, чем он отличается от хлеба?

!!  найдите в тексте и прочитайте, что  автор говорит о прянике, чем он стал для мальчика  (мечта)

!! найдём в тексте описание этого пряника, прочитаем.

Посмотрите, какой увидели мечту главного героя ваши одноклассники? (рисунки детей вывешиваются на доску)

 

- Подберите прилагательные - определения, которые ярко характеризуют такую мечту главного героя:  (светлая, радостная, розовая, далёкая, голубая, несбыточная)

- Осуществилась ли мечта главного героя? Получил ли он пряник конём?  Ответьте на этот вопрос словами текста.

- Раз мечта осуществилась, какое чувство испытывает герой?  (радость)

- Сколько времени проходит от задуманной мечты до её осуществления? (два дня, получил на третий)

 
Проблема

Итак, проходит два дня.

- Как вы думаете, это много или мало в жизни человека?

- А в жизни ребёнка? (дети рассуждают)
Давайте разберёмся: - это только два дня?

Или это целых два дня?

?? – А как вы думаете, говоря о главном герое, что нас больше всего будет интересовать в эти два дня? (его поступки и чувства, которые он испытывал)

Вывод:

- Какими были эти  два дня?  и чем они были наполнены?

Мы и поговорим сегодня на уроке.

Но прежде давайте отдохнём

Всё назвали по порядку
И начинаем  мы зарядку.
Наши ножки хоть стояли –
Всё равно они устали:
Сели, встали, сели, встали.
Пусть наши пальцы отдохнут,
Поздороваются тут.
Быстро руки вверх подняли,
В сторону, вперёд, назад.
Покрутились, повертелись
И  за парты быстро сели.
Глазки крепко закрываем,
Дружно до пяти считаем,
Открываем, поморгаем
И   работать начинаем.

 

Работа с текстом

- Каким образом герой надеется осуществить свою мечту? (должен набрать ягоды)

- С кем он отправляется за ягодами?

-  Сохранилось ли светлое, радостное настроение мальчика, которое он испытывал,  мечтая о прянике, во время сбора ягод? – ответ поясните.

- Что он сделал, чтобы не показаться жадным?

- Какие чувства испытал, когда «левонтьевская орда» съела все ягоды? (жалко ягод, грустно, напустил отчаянность, махнул на всё рукой, пообещал украсть калач у бабушки)

Вывод: Обобщите всё сказанное: какие чувства испытал мальчик во время сбора ягод?

 

Работа с цитатой (экран - презентация)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Однажды на встрече со своими читателями В.П.Астафьев сказал: «Неразумный человек, уродуя природу, и сам несет нравственный урон».

- Как вы понимаете данную фразу?

- Согласны ли вы с ней?

 Групповая форма работы

Устно ответьте на вопросы

- Как неразумно вели себя дети на природе? Расскажите.

- Какой же «нравственный урон» (нравственное падение) происходит с главным героем дальше? (обман, воровство, преступление, муки совести)

- Чем заканчивается первый день?  (не спит, называет себя преступником)

- Охарактеризуйте состояние мальчика в конце второго дня    (на второй день не хочет идти домой – страх перед бабушкой)

- Вывод: чем эти дни стали для него? (испытанием, страданием)

- Какая фраза точно передаёт значимость этих двух дней в жизни мальчика? Почему вы так думаете? Поясните.

Давайте сделаем вывод:

- Легко ли  находиться в таком душевном  состоянии?

- А вы испытывали подобное?  Что было в вашей душе?

Вернёмся к нашему вопросу  и  сделаем вывод:

- два дня в ожидании мечты -

- это только два дня?

Или это целых два дня? (целых два дня)

- Что извлёк из этих двух  дней герой? (урок)

Какой же была тема нашего урока сегодня.

 

Тема урока

Сформулируйте  тему урока: «Жизненные уроки героя»  (запишите тему в  индивидуальных листах)

- Какими были для героя эти жизненные уроки? Охарактеризуйте их: необходимые, важные, нужные…

- Давайте вспомним наше ключевое слово – детство

Давайте соединим вместе: ДЕТСТВО и НУЖНЫЕ ЖИЗНЕННЫЕ УРОКИ.

Сделайте вывод

 - Как вы думаете, почему самые важные, необходимые уроки надо получать в детстве?

 

Рефлексия

Давайте вспомним, чем заканчивается рассказ?

- Почему бабушка всё-таки купила «пряник конём» внуку, который её обмакнул? (бабушка верила в него, понимала, что он раскаивается в своих поступках;  милосердие и доброта сделали то, чего не сделало бы самое тяжёлое наказание)

- Как вы думаете, какое одно из главных человеческих качеств показал в своём рассказе автор?  (доброту)

- Какой ещё урок извлёк герой?  – доброту бабушки.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:

- !!!!!!!!!!Напишите, какие, на ваш взгляд, жизненные уроки получил герой? 

- Какой урок вы извлекли для себя после прочтения этого произведения. Запишите предложение на листах, продолжив одну из  фраз:
1. В ходе урока я поняла (понял)…

2. Для меня стало уроком…

3. Поведение  героя меня научило…

!!!!!!Работы прислать ДО 27.04.21

 

Заключительное слово учителя

Детство – самый яркий и важный этап человеческой жизни. Пусть он у вас будет наполнен самыми радостными моментами и добротой по отношению к вам со стороны других людей. И пусть именно в детстве вы получите нужные уроки и  воспитаете в себе такое необходимое в жизни качество, как доброта.

 


Комментарии

Популярные сообщения из этого блога