Язык. 5 класс. 23.04.21
Тема: Развитие речи. Сочинение повествовательного характера на основе личного опыта.
Ход урока
1.
Вступительное слово учителя
Сегодня на уроке, ребята, мы
будем сочинять, писать, рисовать, пробуя свои силы и совершенствуя свои
возможности. Мы с вами будем фантазировать, творить, и в то же время наша работа будет хорошей
подготовкой к выполнению домашнего творческого задания –
к составлению рукописной книги. Итак, начнём
с рисунка избушки на курьих ножках.
***
Живая избушка у Бабы-яги:
У этой избушки — две курьих ноги.
Торчат её ноги наружу — и мёрзнут в
январскую стужу.
Купила ей Баба-яга сапоги — малы
сапоги для куриной ноги.
И туфелек нет в магазинах для ног великанских куриных.
Размер у избы — девяносто второй.
Примерит ботинок — ботинок с дырой.
Несёт ей хозяйка кроссовки — в момент развалились обновки.
Бредёт одиноко она средь дубрав, то ногу одну, то другую
поджав…
Вздыхает в тоске и печали: « Как люди теперь измельчали!»
2. Беседа с
учениками
– О чём горюет Баба-яга? Действительно
ли сейчас измельчали люди?
– В каком
значении употреблено слово измельчали?
– Способен ли современный человек
к подвигам?
– Какой человек
может совершить подвиг? (Запись на доске.)
– А в какой стране возможны чудеса? В стране Сказок.
3. Работа со
словом
– Сказка –
чудесное слово. Слово – это живое существо, способное, как и человек,
радоваться, грустить, обижаться, упрямиться. Слову, как и человеку, очень
трудно одному, поэтому оно может притягивать к себе другие слова. Давайте
пофантазируем и представим себе, что оно теперь может притягивать, присоединять
к себе другие слова.
– Какие ассоциации у вас возникают со словом сказка?
Какие слова притягиваются к этому слову? (любовь, добро, зло,
волшебство, помощь, обман, хитрость, зло, коварство…).
– Хорошо. Как и у людей, у каждого
слова свой нрав и характер, своя душа. Отличать слова добрые от слов злых нам
помогает их смысл. Давайте попробуем определить характер наших слов, какие они:
добрые или злые. Знаком “+” мы наделяем слова добрые, знаком “–
” злые.
–
4.
Работа над созданием рисунка
А
теперь попробуем представить героев
волшебной сказки и доказать, что современные люди ничуть не измельчали,
а даже наоборот. Героем Вашей сказки будет ребёнок, похожий на Вас. Попробуйте
нарисовать главного героя своей сказки
(на альбомном листе) и выделить его главные черты характера.
5. Презентация (показ) рисунков
А) описание картинки;
б) описание деталей;
в) цветовая гамма;
г) высказывания учеников;
д) пробуждение интереса к рисунку
дополнительными вопросами.
Учащиеся,
отвечая на вопросы, высказывают свои творческие фантазии.
1. Сколько
лет персонажу?
2. Каков
его характер?
3. Какое
имя можно дать?
4. Опишите
его внешность, одежду.
5. Каковы
его основные черты характера?
6. Что
он любит? К чему стремится?
6.
Знакомство с секретами создания
сказки
Представьте, что по мановению волшебной палочки
Ваш герой попадает в сказочную страну. Много интересных, веселых приключений
может произойти с ним. Немало препятствий устроят ему на пути сказочные герои,
но смекалка, смелость, находчивость, любовь к сказочным путешествиям помогут
Вашему герою преодолеть любые препятствия.
Каждый из вас должен выбрать средство
передвижения, это может быть и ковер-самолет, и сапоги-скороходы, и ступа
Бабы-яги, и волшебная палочка. Маршрут
путешествия:6 школа, сказочный лес, избушка Бабы-яги, Луганск – 2012. Вспомните элементы сюжета сказки: зачин,
развитие действия, переломный момент – кульминация, развязка, концовка. (На
доске)
7.
Написание
сочинения на черновике по данному плану и началу – Придумайте по данному началу необычную историю, которая
произошла с Вашим героем и которая будет ответом на вопрос: как Ваш герой
оказался в избушке на курьих ножках? Баба-яга в поисках современных героев,
чтобы Вам помочь, даже нацарапала План
волшебной сказки на Камне возле своей избушки.
План
волшебной сказки:
1.
Добрые герои и их враги.
2.
Причина несчастья у добрых героев.
3.
Разлука.
4.
Поиски.
5.
Помощники добрых и злых героев.
6.
Встреча. Спасение. Счастливый конец.
Начало сказки: «Жил-был ребёнок, похожий на меня…»
Вспомогательные вопросы:
1. С
какого необычайного события начнется ваша сказка?
2. Какие
испытания ждут Вашего героя?
3. Появятся
ли друзья? Кто они?
4. А
какие волшебные предметы будут помогать друзьям?
5. Что
Вас удивило в Сказочной стране?
6. Как
закончите сказку?
7. Как
озаглавите?
В своих сказках вы
можете использовать сказочные слова и выражения, например, «ни в сказке
сказать, ни пером описать», «жили – были…», «в некотором царстве, в некотором
государстве».
8.Чтение первого варианта сочинения, самооценка, проверка.
9. Домашнее задание.
Работу переписать на чистовик
(альбомный лист с портретом главного героя), дополнить рисунком.
!!!!! Сочинения – рисунки прислать ДО 26.04.21
Комментарии
Отправить комментарий