Литература. 5 класс. 12.04.21
Тема: Марк Твен "Приключения Тома Сойера". Светлый и радостный мир детства в произведении.
Ход урока
1.Вступительное слово учителя.
- Ребята, сегодня мы обратимся к творчеству Марка Твена – крупнейшего американского писателя. Посмотрите на портрет писателя, запечатлевший его в пожилом возрасте, - с усами и седой шевелюрой. Старшая дочь Сюзи оставила детские воспоминания об отце: “У него очень красивые седые волосы, не слишком густые и не слишком длинные, а в самый раз; римский нос, от которого его лицо кажется еще красивее; добрые синие глаза и маленькие усики”. Вглядитесь в портрет писателя и попробуйте представить, каким был этот человек.
Какой у него был характер?
Был ли он послушным ребенком или озорником?
Добрым или жестоким?
Домоседом или искателем приключений?
Были ли у него друзья?
(Наверняка вы представляете себе вихрастого мальчишку, веселого и неугомонного. Иначе как смог бы он написать такие веселые книги, рассказать о проделках и приключениях своих героев – Тома Сойера и Гека Финна?)
2.Слово учителя:
- В своей автобиографии Твен говорил о том, что Тома Сойера во многом писал с самого себя, а в предисловии к повести утверждал, что большинство описанных в ней приключений взято из жизни – они произошли или с ним, или с его одноклассниками.
3. Сообщение учителя:.
- В “Автобиографии” писатель говорил, что у каждого из героев был прототип в реальной жизни. Том Сойер – это он сам, тетя Поли – его мать, Сид – его брат Генри, Гек – Том Бленкеншип, сын местного пьяницы, негр –Джим – дядюшка Дэниель.
В предисловии к повести “Приключение Тома Сойера” писатель выразился осторожнее: “Большая часть приключений, о которых рассказано в этой книге, взяты из жизни: одно-два пережиты мною самим, остальные мальчишками, учившимися вместе со мной в школе. Гек Финн списан с натуры, Том Сойер тоже, но не с одного оригинала – он представляет собой комбинацию черт, взятых у трех мальчиков, которых я знал…”
(Нужно остановиться на этом моменте, потому что для учеников шестого класса граница между искусством и жизнью все ещё размыта. Скажем о том, что писатель, взяв материал из жизни, преображает его, и Том Сойер, конечно, не простой автопортрет.)
ІІІ. Работа по теме урока.
1.Слово учителя.
-Знаю, что вы не очень доверяете взрослым, когда слышите от них: «Эх, где мое детство?». В будущей взрослой жизни вы видите себя самостоятельными, независимыми, успешными... Но не торопитесь расставаться с детством. Поверьте, взрослые правы: детство - это самое прекрасное время.
Я делаю вывод о том, что приключения Тома Сойера и его друзей не оставили в стороне никого из нас. Так давайте же войдем в неповторимый, светлый мир детства главных героев.
Работа над осмыслением содержания повести.
2. Устно ответьте на вопросы:
- Давайте вспомним, с чего начинается повесть? Каким предстает перед нами Том с первых страниц? Зачитаем портретную характеристику, которую дает автор.
(Уже с первых строк книги Том предстает перед нами во всем блеске мальчишеской непоседливости и озорства, изворотливости.)
-Посмотрим, внимательно ли вы читали произведение? Кто сказал о Томе?
- Как автор характеризует Тома? Как его характеризует тетя Полли? Есть ли у Тома мечта?
- Почему же так бросаются в глаза выдумки Тома, его непоседливость, его озорство и шалости?
(Это для тихого городка – целое событие. Поэтому Том с его озорством, огромной жизненной энергией, словно стихийное бедствие для тети Полли и всех остальных горожан.)
- Все дети ходят в школу. Почему же Том ненавидел школу и церковь? Ответ подтвердите текстом.
(Том не любил школу, ему не нравится учить уроки, перелистывая страницы скучных учебников. Но он очень любит читать. Он прочел много книг о приключениях.)
- В каком эпизоде проявляются «романтические» наклонности Тома?
- Так каков же Том? Каким героем он является, положительным или отрицательным?
- Где и почему мальчишки чувствуют себя свободными и счастливыми? Почему?
- Но почему друзья, всё же, покидают чудесный остров?
- Что вам понравилось в Томе, а что вы считаете недостатком в его характере?
- А как сам автор относится к своим героям?
ІV. Подведение итогов урока.
Слово учителя.
- Все мы родом из детства. Эта истина проста, как все гениальное. Детство – это целый мир: яркий, разнообразный, полный тайн и загадок. В нем всегда найдется место для шалостей и развлечений, для подвигов и нелепых поступков, для первой любви и для первых измен и разочарований. Но самое главное, что детство – это неиссякаемый источник знаний, с которыми к человеку приходит опыт. «Приключения Тома Сойера», я уверена, никого не оставили равнодушными. Создается впечатление, что не судьба посылает испытание мальчику, а наоборот – именно он испытывает судьбу. Некоторые поступки можно считать бессмысленными, но верность героя своим идеалам, уверенность в победе добра не могут не восхищать читателя. И хочется, чтобы все взрослые время от времени вспоминали, что они родом из детства, тогда, возможно, и их мир станет солнечным.
V. Домашнее задание. дочитать до конца в учебнике "Приключения Тома Сойера". Написать письмо Тому Сойеру, в котором расскажете о своем детстве.
!!! Работы прислать ДО 14.04.21.
Комментарии
Отправить комментарий