Литература. 5 класс. 20.01.21

Тема: О.Уайльд «Мальчик-звезда». Что есть красота? Любовь к матери как одна из основных ценностей в жизни каждого человека.

 

                                               Ход урока

!!! Познакомьтесь с конспектом урока. Самостоятельно или с родителями ответьте устно на все вопросы, которые задаются в конспекте по сказке

«Ма льчик-звезда»!!!

1.Сегодня мы в гостях у одной из сказок Оскара Уайльда. А может быть сказка у нас.

Ведь где читают дружно,

Пересказывают умело,

Там сказке можно появиться смело.



2.Давайте же узнаем название сказки.

Разгадывание ребуса.

СЛОВАРНАЯ РАБОТА.

Ре́бус – загадка, в которой разгадываемые слова даны в виде рисунков в сочетании с буквами и другими знаками.

hello_html_725dcea0.jpg


«Мальчик-звезда» - это литературная сказка, т.е. ее придумал конкретный автор.

СЛОВАРНАЯ РАБОТА.

Литературная сказка – эпический жанр: ориентированное на вымысел произведение, тесно связанное с народной сказкой, но, в отличие от нее, принадлежащее конкретному автору, не бытовавшее до публикации в устной форме и не имевшее вариантов.

IV.            Работа над произведением.

Главный вопрос сегодняшнего урока:

«А что есть красота,

И почему её обожествляют люди?

Сосуд она, в котором пустота

Или огонь, мерцающий в сосуде?»

Ребята, в каждом произведении литературы немало “загадок”, часто на каждую загадку имеется несколько правильных ответов. А отгадать лучше всех сможет тот, кто внимательно следит за “подсказками” автора. Одной из таких “подсказок” бывает название произведения.

- О. Уайльд назвал свою сказку “Мальчик-звезда”. Почему именно звезда?

- Подберите ассоциации к слову “звезда”.

Примерные ответы детей: звезда эстрады, путеводная звезда, кремлевские звезды, звезды - другие миры Галактики, падающая звезда - исполнение желаний).

Звезда напоминает о неземной красоте. Это нечто прекрасное, притягивающее, холодное и далекое. Что может нести людям такая красота?

(свет, вести за собой, может быть путеводной, может быть образцом красоты).

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ СКАЗКИ (по необходимости)

- Чем удивляют первые страницы сказки? В какой мир нас погружают?

- Согласны ли вы, что очутились в мире зла? 

- Таким образом, найденный в студеном лесу мальчик может оказаться как дитя зла, так и дитя добра. Путь к нему лесорубам указала падающая звезда. Пока мы не знаем, какой жизненный путь уготован мальчику, но дважды возникает спор о его судьбе.

- Как вы думаете почему? Отчего взрослым трудно приютить чужое дитя?

- Лишь один из лесорубов решается взять ребёнка с собой. Почему?

Как отнеслась жена лесоруба к появлению ещё одного ребёнка? Почему она отказывалась принять его?

- И так в какую семью попадает мальчик?

- Каким должен был вырасти ребёнок в такой семье?

- Проследим, каким вырос наш герой. - А почему он вырос таким? Его правильно воспитывали?

- А что такое гордыня?

Гордыня считалась издавна одним из главных человеческих пороков. Человек, охваченный гордыней, ставящий себя выше других, в итоге был обречён на непонимание и полное одиночество.

Мальчику-звезде была дарована красота.

- Но как он воспользовался этим Божьим даром?

- Он притягивал их, но согревал ли он людей? А как вы понимаете холодная красота?

- А почему же дети, с которыми он общался, становились «столь же жестокосердными»?

- Ребята, а что такое мать? Всегда ли наши матери выглядят так, как мы хотели бы?

- Мы порой, к сожалению, помогаем рождению и развитию зла в человеке. Человек растет среди других людей и в общении с ними невольно воспитывает себя под их влиянием.

- Кто виноват в том, что мальчик- звезда таким вырос? Только ли его родители?

- Как вы думаете, повлияли ли сверстники мальчика-звезды на развитие в нем жестокости и себялюбия?

- Оказывается, равнодушие, невмешательство, молчание тоже могут порождать зло. Тем более, что злым ведь быть намного легче. Внешне зло очень привлекательно. Мстить легче, чем простить; прикрикнуть легче, чем промолчать. Выдержать и сказать спокойно. И повиноваться легче, чем противостоять жестокости..

- А может ли красота помочь в борьбе со злом?

- Получается, что красота - это сокровище. Но распорядиться ею можно по- разному. Очень важно, чтобы красота несла миру, людям свет и тепло, а не эгоизм, неблагодарность, зло и жестокость. Иначе красота разрушает сама себя и разрушает окружающий мир, перестает быть красотой. Так жизнь наказала мальчика – звезду.

Итог урока.

- Итак, возможна ли истинная красота без доброты, без чувства ответственности за свои поступки?

- Ребята, у вас у каждого на столе лежат звезды. Напишите на одной из них, какие качества характера вы хотели бы изменить в себе. А на другой - какие качества хотите приобрести в результате работы над собой.

V.            Подведение итогов. Творческая работа «Желание»

– Есть такая примета, когда видишь падающую звезду, надо загадать желание и оно обязательно исполнится. Возьмите в ладошки звёздочки, сделанные своими руками и послушайте стихотворение Александра Дольского:

Мне звезда упала на ладошку.

Я спросил её: «Откуда ты?»

«Дайте, я передохну немножко,

Я с такой летела высоты»

А потом добавила, сверкая,

Словно колокольчик прозвенел:

«Не смотрите, что невелика я,

Может быть великим мой удел.

Вам необходимо только вспомнить,

Что для вас всего важней на свете.

Я могу желание исполнить,

Путь неблизкий завершая этим».

Знаю я, что мне необходимо,

Мне не надо долго вспоминать.

Я хочу любить и быть любимым,

Я хочу чтоб…

Напишите продолжение строчки – своё пожелание на звёздочке.

- Дорогие мои ребята, вы такие замечательные умные и красивые, я очень хочу, чтобы ваша красота приносила миру только свет и тепло.

Рефлексия J L K - выберите смайл, который соответствует вашему настроению после урока.

Д/з: подготовиться к внеклассному чтению, прочитать «Черная курица или Подземные жители» А.Погорельский – ДО 25.01.21

 

 

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога