Литература. 5 класс. 20.01.21
Тема: О.Уайльд «Мальчик-звезда». Что есть красота? Любовь
к матери как одна из основных ценностей в жизни каждого человека.
Ход урока
!!! Познакомьтесь с конспектом урока. Самостоятельно
или с родителями ответьте устно на все вопросы, которые задаются в конспекте по
сказке
«Ма льчик-звезда»!!!
1.Сегодня мы в гостях у одной из сказок
Оскара Уайльда. А может быть сказка у нас.
Ведь где читают дружно,
Пересказывают умело,
Там сказке можно появиться смело.
2.Давайте же узнаем название сказки.
Разгадывание ребуса.
СЛОВАРНАЯ РАБОТА.
Ре́бус – загадка, в которой
разгадываемые слова даны в виде рисунков в сочетании с буквами и другими
знаками.
«Мальчик-звезда» - это литературная
сказка, т.е. ее придумал конкретный автор.
СЛОВАРНАЯ РАБОТА.
Литературная сказка – эпический жанр:
ориентированное на вымысел произведение, тесно связанное с народной сказкой,
но, в отличие от нее, принадлежащее конкретному автору, не бытовавшее до
публикации в устной форме и не имевшее вариантов.
IV.
Работа
над произведением.
Главный вопрос сегодняшнего урока:
«А что есть красота,
И почему её обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота
Или огонь, мерцающий в сосуде?»
Ребята, в каждом произведении литературы
немало “загадок”, часто на каждую загадку имеется несколько правильных ответов.
А отгадать лучше всех сможет тот, кто внимательно следит за “подсказками”
автора. Одной из таких “подсказок” бывает название произведения.
- О. Уайльд назвал свою сказку
“Мальчик-звезда”. Почему именно звезда?
- Подберите ассоциации к слову “звезда”.
Примерные ответы детей: звезда эстрады, путеводная звезда,
кремлевские звезды, звезды - другие миры Галактики, падающая звезда - исполнение
желаний).
Звезда напоминает о неземной красоте.
Это нечто прекрасное, притягивающее, холодное и далекое. Что может нести людям
такая красота?
(свет, вести за собой, может быть
путеводной, может быть образцом красоты).
КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ СКАЗКИ (по
необходимости)
- Чем удивляют первые страницы сказки? В
какой мир нас погружают?
- Согласны ли вы, что очутились в мире
зла?
- Таким образом, найденный в студеном
лесу мальчик может оказаться как дитя зла, так и дитя добра. Путь к нему
лесорубам указала падающая звезда. Пока мы не знаем, какой жизненный путь
уготован мальчику, но дважды возникает спор о его судьбе.
- Как вы думаете почему? Отчего взрослым
трудно приютить чужое дитя?
- Лишь один из лесорубов решается взять
ребёнка с собой. Почему?
Как отнеслась жена лесоруба к появлению
ещё одного ребёнка? Почему она отказывалась принять его?
- И так в какую семью попадает мальчик?
- Каким должен был вырасти ребёнок в
такой семье?
- Проследим, каким вырос наш герой. - А
почему он вырос таким? Его правильно воспитывали?
- А что такое гордыня?
Гордыня считалась издавна одним из
главных человеческих пороков. Человек, охваченный гордыней, ставящий себя выше
других, в итоге был обречён на непонимание и полное одиночество.
Мальчику-звезде была дарована красота.
- Но как он воспользовался этим Божьим
даром?
- Он притягивал их, но согревал ли он
людей? А как вы понимаете холодная красота?
- А почему же дети, с которыми он
общался, становились «столь же жестокосердными»?
- Ребята, а что такое мать? Всегда ли
наши матери выглядят так, как мы хотели бы?
- Мы порой, к сожалению, помогаем
рождению и развитию зла в человеке. Человек растет среди других людей и в
общении с ними невольно воспитывает себя под их влиянием.
- Кто виноват в том, что мальчик- звезда
таким вырос? Только ли его родители?
- Как вы думаете, повлияли ли сверстники
мальчика-звезды на развитие в нем жестокости и себялюбия?
- Оказывается, равнодушие,
невмешательство, молчание тоже могут порождать зло. Тем более, что злым ведь
быть намного легче. Внешне зло очень привлекательно. Мстить легче, чем
простить; прикрикнуть легче, чем промолчать. Выдержать и сказать спокойно. И
повиноваться легче, чем противостоять жестокости..
- А может ли красота помочь в борьбе со
злом?
- Получается, что красота - это сокровище.
Но распорядиться ею можно по- разному. Очень важно, чтобы красота несла миру,
людям свет и тепло, а не эгоизм, неблагодарность, зло и жестокость. Иначе
красота разрушает сама себя и разрушает окружающий мир, перестает быть
красотой. Так жизнь наказала мальчика – звезду.
Итог урока.
- Итак, возможна ли истинная красота без
доброты, без чувства ответственности за свои поступки?
- Ребята, у вас у каждого на столе лежат
звезды. Напишите на одной из них, какие качества характера вы хотели бы
изменить в себе. А на другой - какие качества хотите приобрести в результате
работы над собой.
V.
Подведение
итогов. Творческая
работа «Желание»
– Есть такая примета, когда видишь
падающую звезду, надо загадать желание и оно обязательно исполнится. Возьмите в
ладошки звёздочки, сделанные своими руками и послушайте стихотворение
Александра Дольского:
Мне звезда упала на ладошку.
Я спросил её: «Откуда ты?»
«Дайте, я передохну немножко,
Я с такой летела высоты»
А потом добавила, сверкая,
Словно колокольчик прозвенел:
«Не смотрите, что невелика я,
Может быть великим мой удел.
Вам необходимо только вспомнить,
Что для вас всего важней на свете.
Я могу желание исполнить,
Путь неблизкий завершая этим».
Знаю я, что мне необходимо,
Мне не надо долго вспоминать.
Я хочу любить и быть любимым,
Я хочу чтоб…
Напишите продолжение строчки – своё
пожелание на звёздочке.
- Дорогие мои ребята, вы такие
замечательные умные и красивые, я очень хочу, чтобы ваша красота приносила миру
только свет и тепло.
Рефлексия J L K -
выберите смайл, который соответствует вашему настроению после урока.
Д/з: подготовиться к внеклассному
чтению, прочитать «Черная курица или Подземные жители» А.Погорельский – ДО
25.01.21
Комментарии
Отправить комментарий