Литература. 7 класс.22.01.21
Тема: Внеклассное чтение. И.С.Тургенев «Бежин луг»
Цели: познакомить
с рассказом; отметить мастерство писателя в описании природы, богатство
выразительных средств языка; показать мастерство портретной характеристики;
подчеркнуть авторское отношение и вызвать в учащихся любовь к людям, к природе.
Ход урока
I.
Посмотреть видеоурок, перейдя по ссылке https://www.youtube.com/watch?v=zF3pl0tJTLU
II.
Ознакомиться с
конспектом урока(читай ниже), ответить устно на все вопросы, прозвучавшие в
конспекте, выполнить устно все задания конспекта:
III.
Изучение новой темы.
Подготовить краткое сообщение (! В тетради) биографии И.С.Тургенева
– Почему книга, в которую входят рассказы, названа «Записки охотника»? (В
каждом из 25 рассказов появляется охотник-рассказчик.)
– Какова основная тема «Записок охотника»? Тургенев страстно любил охоту, и
все же именно «Записки охотника» очень мало говорят нам о самой охоте: скитаясь
с ружьем, писатель накапливал наблюдения за окружающей жизнью, а дупели и
бекасы спокойно порхали с ветки на ветку. Охотник Тургенев никуда не стреляет,
он следит не за полетом птицы, а за золотисто-серыми, с белыми краями облаками,
смотрит на стальные отблески воды. Ничто в природе не ускользает от его верного
поэтического и пытливого взгляда!
События в рассказах, которые произошли в Орловской губернии, знакомят нас с
миром русской деревни середины XIX века: помещиками, их приспешниками и,
главное, с русским крепостным крестьянином той поры. «Но что может быть
интересного в грубом, необразованном человеке?» – спрашивал В. Г. Белинский и
сам отвечал на этот вопрос: «Как что? Его душа, ум, сердце, страсти,
наклонности, – словом, все то же, что и в образованном». Слова великого
русского критика были своеобразной программой тех лет, подсказывали
прогрессивным русским писателям путь их творчества. По этому пути и пошел
Тургенев.
Попытаемся восстановить композицию рассказа
(!!!запись в тетради)
I. «Прекрасный июльский день» (погода установилась надолго):
1) «кроткая заря»;
2) знойный полдень;
3) спокойный закат.
II. Скитания охотника:
1) дорога потеряна («Я остановился в недоуменье»);
2) теперь путь найден («…нужно вправо взять»);
3) заблудился совершенно («пошел наудалую»);
4) Бежин луг.
III. У костра в ночном: ( домашнее задание)
1) костер в ночи;
2) пять деревенских мальчиков;
3) рассказ Илюши о случае в рольне;
4) рассказ Кости о том, как русалка «испортила» Гаврилу;
5) рассказ о псаре Ермиле и оборотне;
6) неожиданная тревога;
7) рассказ Илюши о покойном барине и бабке Ульяне;
8) рассказ Павлуши о «предвидении»;
9) рассказы Илюши и Павлуши о Тришке (антихристе);
10) разговоры о бучиле, лешем, водяном;
11) рассказ Кости об утонувшем Васе («Я Васин голос слышал»).
IV. Наступило утро:
1) рассвет;
2) мальчики возвращаются с табуном.
V. Эпилог (заключительная часть произведения, сообщающая о дальнейшей
судьбе героев): смерть Павлуши.
2. Работа с текстом.
1) Задание: определить границы трех сменяющихся картин (утро, полдень,
закат).
Утро – назвать эпитеты, объяснить значение («кротким» –
застенчивым, невызывающим, назойливым, слабым; солнце – «приветно-лучезарное»,
облака «лазурны»).
Сравнения и метафоры: «пылает пожаром» – чуть розовая, алая, солнце
«всплывает», «погрузится» в туман, облака «не трогаются», «сдвигаются»,
«теснятся», «проникнуты светом и теплотой»; «засверкает змейками», блеск –
блеску кованого серебра, облака – «острова». полдень (облака, «как дым»,
звезда – «свечка», солнце «закатилось», звезда – «затеплится»; ветер – «разгоняет,
раздвигает накопившийся зной», вихри – «гуляют»; «трогательной кротости»).
Вывод. Каждое слово дышит
любовью к родине. Писатель бережно, любовно подбирает каждое слово, чтобы
передать нежную красоту рус-ского лета. Природа у
Тургенева наполнена живыми звуками и
запахами («В сухом и чистом воздухе пахнет полынью, сжатой рожью и
гречихой…»).
Задание: зачитать строчки, рисующие состояние охотника (удивление
– «эге!», испуг – «как-то жутко», «странное чувство», «отдернул… ногу»). Автор,
оказавшись ночью в незнакомых местах, в полном одиночестве, испытывает робость
и тревогу.
– Какие эпитеты, сравнения, метафоры рисуют душевное состояние автора,
прошагавшего с охотничьим ружьем не один десяток лет и великолепно знавшего
природу? (Вечерняя мгла – «угрюмый мрак», «отчаянно устремился»,
«странное чувство», камни «сползлись».)
Задание: зачитать описание наступления ночи.
Найти метафоры
(«ночь… росла», «звездочки зашевелились»), сравнения («ночь…
как грозовая туча»), эпитеты («пугливо нырнула», «громадными
клубами», «побледневшее небо»).
IV. Подведение итогов урока.
– Вы прочитали еще одно произведение И. С. Тургенева – «Бежин луг». Каково
ваше впечатление?
– Какую роль в рассказе играют описания природы, смена дня и ночи?
V.Домашнее задание: подготовиться
к контрольной работе по Н.В.Гоголю, И.С.Тургеневу
Комментарии
Отправить комментарий