Литература . 5 класс.
13.01.2
Тема: О.Уайльд
«Мальчик-звезда». Внутрення и внешняя красота человека, конфликт
жестокости, эгоизма и добра в сказке.
Цели: помочь учащимся понять
нравственный смысл сказки, продолжить работу по развитию навыков связной речи
учащихся, формировать умение давать развернутые ответы на вопрос, побудить
учащихся к размышлениям об истинной красоте человека, способствовать
формированию у них чувства ответственности за свои поступки.
…что есть красота?
И
почему её обожествляют люди?
Сосуд
она, в котором пустота,
Или
огонь, мерцающий в сосуде?
Н.Заболоцкий
Ход урока:
1. Посмотрите видеоурок, перейдя по ссылке https://www.youtube.com/watch?v=3bkty32Mx-s
- Ребята, сегодня мы
продолжаем работу по сказке О.Уайльда «Мальчик-звезда». Надеюсь, что
все мы будем работать дружно, активно, узнаем много нового и настроение у всех
будет отличное.
2. Актуализация опорных
знаний.
- Определить тему
нашего разговора на уроке поможет кроссворд. Восстановив
предложения, вы узнаете ключевое слово сегодняшнего урока .
1. По вертикали
• 1. «Среди толпы,
оттеснившей стражу, стояла нищенка, которая была его матерью, а рядом с ней
стоял …»
• 2. «Воистину у тебя каменное
…, и жалость тебе неведома.»
• 3. «Лучше бы тебе не
приходить сюда и не позорить меня, ведь я думал, что моей матерью была Звезда,
а не какая-то …»
• 4. «В доме, где живут люди
с каменными сердцами, всегда будет стужа, — сказал….»
• 5. «И он не дозволял никому обращаться жестоко с птицами и
лесными зверями и всех учил добру, любви и …»
• 6. «Но правил он недолго.
Слишком велики были его муки, слишком тяжкому подвергся он испытанию — и спустя
три года он умер. А преемник его был…»
• 7. «Не иначе как это мне …
за мой грех.»
|
|
3.н |
|
|
|
|
|
|
и |
|
|
|
|
|
|
щ |
|
|
|
|
1. п |
|
е |
|
5. м |
|
7. н |
р |
2. с |
н |
4. л |
и |
|
а |
о |
е |
к |
е |
л |
|
к |
к |
р |
а |
с |
о |
т |
а |
а |
д |
|
о |
с |
и |
з |
ж |
ц |
|
р |
е |
р |
а |
ё |
е |
|
у |
р |
а |
н |
н |
|
|
б |
д |
н |
и |
н |
|
|
|
и |
|
е |
ы |
|
|
|
е |
|
|
й |
|
|
|
|
|
|
3. Мотивация
учебной деятельности.
Беседа
- Какое ключевое слово нашего
урока? (Красота)
- Обратимся к эпиграфу урока. Как вы понимаете слова Н.Заболоцкого?
- А хотели бы вы разобраться,
какого человека можно назвать красивым?
- Именно об этом мы и поговорим на
уроке, а также подготовимся к написанию сочинения «Красивый человек. Какой он?»
4. Работа над темой урока
1.Работа с толковым словарем
- Мы уже не раз сталкивались с понятием
красота. Давайте найдем в словаре, что означает это слово.
КРАСОТА, -ы, мм. -оты, -от, -отам, ж. 1. ед. Все красивое, прекрасное,все то, что
доставляет эстетическое и нравственное наслаждение. К. русской природы. К.
поэтической речи. Отличаться красотой. Для красоты (чтобы былокрасиво; разг.).
2. мн. Красивые, прекрасные места (в природе, вхудожественных произведениях).
Красоты юга. Красоты стиля. 3. красота!, взнач. сказ. О чем-н. очень хорошем,
впечатляющем, блеск (в 3 знач.) (разг.).Погуляли, искупались. K.I II увел.
красотища, -и, ж. (к 1 и 3
знач.;прост.).
(Словарь
С.И.Ожегова)
2. Работа
в тетради
- Люди с древнейших
времен искали ответ на вопрос «В чем красота человека?». Их
представления об этом отразились в пословицах и поговорках. Соедините
части пословиц, запишите их в тетрадь.
Не гонись за красотой, |
а тот хорош, кто для дела гож. |
Красота без разума |
да не будь спесив. |
Будь красив, |
да нехороша речами. |
Не тот хорош, кто лицом пригож |
а нутром никудышный. |
Видом пышный |
а гонись за добротой. |
Хороша очами, |
пуста. |
3.
Продолжение беседы
- Какую красоту
внешнюю или внутреннюю больше ценят в народе?
- А в сказке О.Уайльда
о какой красоте идет речь? (О внешней и внутренней)
4.
Построение развернутого ответа на вопрос.
- Можно ли назвать Мальчика-звезду
истинно красивым?
Создайте
собственное высказывание по формуле (метод PRES)
П – позиция
О – объяснение (или обоснование)
П – пример
С – следствие (или суждение)
Первое из предложений (позиция) должно начинаться со слов:
«Я считаю, что…».
Второе предложение (объяснение, обоснование своей позиции) начинается со
слов:
«Потому что …».
Третье предложение (ориентированное на умение доказать правоту своей
позиции на практике) начинается со слов:
«Я могу это доказать… (пример или цитата)».
И, наконец, четвертое предложение (следствие, суждение, выводы) начинается
со слов:
«Исходя из этого, я делаю вывод о том, что…».
5. Составление кластера
- Какого
человека мы можем назвать истинно красивым? (Того, кто обладает
красотой души.)
честность вежливость
доброта скромность
Красота
души
трудолюбие милосердие,
сочувствие, самопожертвование
благодарность,
- Кому
из героев присущи эти качества? (Матери мальчика, Лесорубу и его жене, дочери
Лесоруба)
7. Построение развернутого ответа на вопрос (метод PRES)
- Смог ли Мальчик-звезда стать истинно красивым?
8.
Прочитайте высказывания, прокомментируйте одно из них.
Копилка мудрых мыслей
В человеке всё должно быть прекрасно:
и лицо, и одежда, и душа, и
мысли…
А.П.
Чехов
Красота не в лице,
красота — это свет в сердце.
Красота хороша, только когда она сама себя не
замечает.
Не всякая красота внушает любовь: иногда она радует
взор, но не покоряет сердца.
9.
Коллективное составление плана сочинения «Красивый человек. Какой
он?» (По сказке О. Уайльда «Мальчик-звезда»)
План
1.
Человечество в поисках красоты.
2.
Внешняя красота «радует взор, но не покоряет сердца»:
а)
описание внешней красоты героя;
б)
черты характера и поступки Мальчика-звезды в начале сказки;
в)
наказание за зло – некрасивая внешность и одиночество.
3.
Истинная красота- красота душевная:
а)
осознание ошибок и раскаяние героя;
б)
готовность Мальчика- звезды к самопожертвованию;
в) награда
за душевную красоту.
4.
Гармония внешней и внутренней красоты.
Рефлексия
1. Закончите одно
или несколько предложений
Сегодня я узнал...
Было трудно…
Я понял, что…
Я научился…
Я смог…
Было интересно узнать, что…
Меня удивило…
Мне захотелось…
Домашнее задание: написать сочинение. «Красивый человек. Каков он ?»
!!!Работы прислать ДО 18.11.21
Всем удачи и здоровья!
Комментарии
Отправить комментарий