Литература. 7 класс. 15.01.21.

Тема:  Эмоциональная напряженность повествования, живописность и лиризм прозы Н.В.Гоголя. Особенности изображения людей  и природы в повести «Тарас Бульба»

                                                     Ход урока:

1.     1.Посмотрите видеоурок, перейдя по ссылке

https://www.youtube.com/watch?v=JXkwENcwKoU

 

      2. Работа по теме:

             1)Вступительное слово учителя.

— Н.В. Гоголь и Украина в жизни, творчестве были рядом. Именно влюбленность в украинскую природу, украинцев, их обычаи и обряды, песни и историческое прошлое была той силой, которая дала возможности писателю создать литературные шедевры.

Сегодня на уроке мы познакомимся с избранными страницами повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» и почувствуем, насколько искренне, трепетно и нежно писатель относился к красоте родной природы, что является вернейшим признаком любви к Родине.

Словно клятва, звучат слова Н.В.Гоголя: «Моё сердце навсегда останется привязанным к священным местам Родины».

1. Сообщение темы, цели и задач урока

·        Показать роль пейзажа в передаче чувств, эмоционально-психологического состояния героев повести.

·            Раскрыть мастерство Н.В.Гоголя в создании неповторимых картин природы.

·            Развивать навыки анализа художественного произведения, творческих способностей учащихся.

·            Воспитывать эстетический вкус.

·            Прививать любовь к отчему дому, родному краю.

 

2. Мотивация учебной деятельности.

·        Учитель.

В повести Н.Гоголя «Тарас Бульба» мы нечасто встречаем описание природы, ведь основное внимание автор уделяет событиям и героям. Однако пейзаж в повести играет очень важную роль.

·        Вопросы к учащимся:

а) вспомните, что такое пейзаж? (Пейзаж – фр. – страна, местность) Описание картин природы в художественном произведении.

б) какова его роль в произведении? (1. Показать красоту окружающего мира; 2. Указать на время и место описываемых событий; 3. Понять настроение автора и героев произведения)

 

3.С помощью картин природы, изображенных гениальным писателем,

— насладиться красотой пейзажа;

— окунуться с головой в высокие травы;

— погладить рукой нежный ковыль;

— собрать букет цветов и вдохнуть их аромат;

— услышать пение птиц;

— любоваться вечерним закатом.

 

4. Чтение учащимися отрывка «Степь, чем далее, тем становилась прекраснее…».

3. Ответьте устно на вопросы:

Чем была степь раньше? (Пространством, пустыней, похожа была на лес.)

Почему вводятся такие сравнения? (Степь была мертва, как пустыня, в ней не было жизни, «никогда плуг не проходил по неизмеримым волнам диких растений».)

Чем представилась степь всадникам? («Зелено-золотым океаном».)

Почему именно океаном? (Как и в океане, в степи существовала жизнь. Степь была наполнена разными цветами и звуками).

На сколько частей и на какие именно условно можно разделить этот отрывок? (На две части: 1. «брызнули миллионы разных цветов»; 2. «воздух был наполнен тысячью разных птичьих свистов»).

Какие образы преобладают: зрительные или слуховые? Почему? (Зрительные. Человек лучше чувствует, ощущает красоту природы, когда он ее видит. Не зря говорится: лучше один раз увидеть, чем сто — услышать).

С помощью каких слов мы можем видеть степь?

С помощью каких изобразительно-выразительных средств мы можем представить степь?

— эпитетов: зеленою, девственною, дикий, золотой, тонкий, высокий, голубой, синий, лиловый, желтый, пирамидальный, зонтикообразный, белый, пестрый, черный;

— сравнений: «степь, пространство было пустынею», «кони, как в лесу, вытоптывали их», «вся поверхность земли представлялася океаном», «мелькает одною черною точкою».

— метафор: плуг не проходил по неизмеримым волнам диких растений; тучи диких гусей; неподвижно стояли ястребы; роскошно купалась чайка в синих волнах воздуха; блеснула на солнце;

— олицетворений: сквозь стебли травы сквозили волошки; дрок выскакивал верхушкою; пестрела кашка, колос пшеницы наливался в гуще;

— гипербол: «брызнули миллионы разных цветов»; «воздух был наполнен тысячью разных птичьих свистов».

— инверсий: шныряли куропатки; подымалась чайка;

— обращения: «степи, как вы хороши!».

6. Чтение учащимися отрывка «Степь вечером».

7. Беседа по вопросам:

Как изменилась степь вечером? (Если днем преобладали зрительные образы, то вечернюю степь наполняют слуховые образы: «суслики оглашали степь свистом», «трещание кузнечиков становилось слышнее», «иногда слышался крик лебедя», «козаки слышали своим ухом весь бессмысленный мир насекомых: треск, свист, стрекотание». А еще степь наполнялась разными запахами: «каждый цветок, каждая травка испускала амбру», «вся степь курилась благовонием», «самый свежий обольстительный, как морские волны, ветерок дотрагивался до щек»).

Как степь днем и вечером влияет на настроение героев? (Всадники выехали очень рано, когда красные полосы начинающегося рассвета сверкнули на небе. «День был серый; зелень сверкала ярко; птицы щебетали как-то вразлад». Такое настроение было и у всадников — серое, мрачное, как утренняя степь.

Солнце поднялось высоко и облило степь своим светом. «Все, что смутно и сонно было на душе у козаков, вмиг слетело; сердца их встрепенулись, как птицы».

Вечером степь становилась темно-зеленой, небо — изголуба-темным. Козаки ложились спать. «Они слышали своим ухом весь бесчисленный мир насекомых... — все это звучно раздавалось среди ночи, очищалось в свежем воздухе и убаюкивало дремлющий слух»).

8. !!!!!Домашнее задание: Ответить письменно на следующие вопросы:

Что же такое степь? Пространство? Океан? Мертвая пустыня?

Мать, дом, деревья вокруг дома, луга, цветы – как все это называется одним словом?

Как вы понимаете слова «малая родина?

Почему описание степи играет такую важную роль в произведении?

Символом чего является степь?

!!! Работы сдать ДО 18.01.21

 

 

 

 

 

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога