Литература.
7 класс. 15.01.21.
Тема: Эмоциональная
напряженность повествования, живописность и лиризм прозы Н.В.Гоголя.
Особенности изображения людей и природы
в повести «Тарас Бульба»
Ход урока:
1. 1.Посмотрите видеоурок, перейдя по ссылке
https://www.youtube.com/watch?v=JXkwENcwKoU
2. Работа
по теме:
1)Вступительное слово учителя.
—
Н.В. Гоголь и Украина в жизни, творчестве были рядом. Именно влюбленность в
украинскую природу, украинцев, их обычаи и обряды, песни и историческое прошлое
была той силой, которая дала возможности писателю создать литературные шедевры.
Сегодня
на уроке мы познакомимся с избранными страницами повести Н.В.Гоголя «Тарас
Бульба» и почувствуем, насколько искренне, трепетно и нежно писатель относился
к красоте родной природы, что является вернейшим признаком любви к Родине.
Словно
клятва, звучат слова Н.В.Гоголя: «Моё сердце навсегда останется привязанным к
священным местам Родины».
1. Сообщение темы, цели и задач урока
·
Показать роль пейзажа в передаче чувств,
эмоционально-психологического состояния героев повести.
·
Раскрыть
мастерство Н.В.Гоголя в создании неповторимых картин природы.
·
Развивать
навыки анализа художественного произведения, творческих способностей учащихся.
·
Воспитывать
эстетический вкус.
·
Прививать
любовь к отчему дому, родному краю.
2.
Мотивация учебной деятельности.
·
Учитель.
В
повести Н.Гоголя «Тарас Бульба» мы нечасто встречаем описание природы, ведь
основное внимание автор уделяет событиям и героям. Однако пейзаж в повести
играет очень важную роль.
·
Вопросы
к учащимся:
а) вспомните, что такое пейзаж? (Пейзаж – фр. – страна, местность)
Описание картин природы в художественном произведении.
б) какова его роль в произведении? (1. Показать красоту окружающего
мира; 2. Указать на время и место описываемых событий; 3. Понять настроение
автора и героев произведения)
3.С
помощью картин природы, изображенных гениальным писателем,
—
насладиться красотой пейзажа;
—
окунуться с головой в высокие травы;
—
погладить рукой нежный ковыль;
—
собрать букет цветов и вдохнуть их аромат;
—
услышать пение птиц;
—
любоваться вечерним закатом.
4.
Чтение учащимися отрывка «Степь, чем далее, тем становилась прекраснее…».
3.
Ответьте устно на вопросы:
—
Чем была степь раньше?
(Пространством, пустыней, похожа была на лес.)
—
Почему вводятся такие сравнения? (Степь
была мертва, как пустыня, в ней не было жизни, «никогда плуг не проходил по
неизмеримым волнам диких растений».)
—
Чем представилась степь всадникам?
(«Зелено-золотым океаном».)
—
Почему именно океаном? (Как и в
океане, в степи существовала жизнь. Степь была наполнена разными цветами и
звуками).
—
На сколько частей и на какие именно
условно можно разделить этот отрывок? (На две части: 1. «брызнули миллионы
разных цветов»; 2. «воздух был наполнен тысячью разных птичьих свистов»).
—
Какие образы преобладают: зрительные или
слуховые? Почему? (Зрительные. Человек лучше чувствует, ощущает красоту
природы, когда он ее видит. Не зря говорится: лучше один раз увидеть,
чем сто — услышать).
—
С помощью каких слов мы можем видеть
степь?
—
С помощью каких
изобразительно-выразительных средств мы можем представить степь?
—
эпитетов: зеленою, девственною, дикий, золотой, тонкий, высокий, голубой,
синий, лиловый, желтый, пирамидальный, зонтикообразный, белый, пестрый, черный;
—
сравнений: «степь, пространство было пустынею», «кони, как в лесу, вытоптывали
их», «вся поверхность земли представлялася океаном», «мелькает одною черною
точкою».
—
метафор: плуг не проходил по неизмеримым волнам диких растений; тучи
диких гусей; неподвижно стояли ястребы; роскошно купалась чайка в
синих волнах воздуха; блеснула на солнце;
—
олицетворений: сквозь стебли травы сквозили волошки; дрок выскакивал
верхушкою; пестрела кашка, колос пшеницы наливался в гуще;
—
гипербол: «брызнули миллионы разных цветов»; «воздух был наполнен тысячью
разных птичьих свистов».
—
инверсий: шныряли куропатки; подымалась чайка;
—
обращения: «степи, как вы хороши!».
6.
Чтение учащимися отрывка «Степь вечером».
7.
Беседа по вопросам:
—
Как изменилась степь вечером? (Если
днем преобладали зрительные образы, то вечернюю степь наполняют слуховые
образы: «суслики оглашали степь свистом», «трещание кузнечиков становилось
слышнее», «иногда слышался крик лебедя», «козаки слышали своим ухом весь
бессмысленный мир насекомых: треск, свист, стрекотание». А еще степь
наполнялась разными запахами: «каждый цветок, каждая травка испускала амбру»,
«вся степь курилась благовонием», «самый свежий обольстительный, как морские
волны, ветерок дотрагивался до щек»).
—
Как степь днем и вечером влияет на
настроение героев? (Всадники выехали очень рано, когда красные полосы
начинающегося рассвета сверкнули на небе. «День был серый; зелень сверкала
ярко; птицы щебетали как-то вразлад». Такое настроение было и у всадников —
серое, мрачное, как утренняя степь.
Солнце
поднялось высоко и облило степь своим светом. «Все, что смутно и сонно было на
душе у козаков, вмиг слетело; сердца их встрепенулись, как птицы».
Вечером
степь становилась темно-зеленой, небо — изголуба-темным. Козаки ложились спать.
«Они слышали своим ухом весь бесчисленный мир насекомых... — все это звучно
раздавалось среди ночи, очищалось в свежем воздухе и убаюкивало дремлющий
слух»).
8. !!!!!Домашнее
задание: Ответить письменно на следующие вопросы:
—
Что же такое степь? Пространство? Океан?
Мертвая пустыня?
—
Мать, дом, деревья вокруг дома, луга,
цветы – как все это называется одним словом?
—
Как вы понимаете слова «малая родина?
—
Почему описание степи играет такую важную
роль в произведении?
—
Символом чего является степь?
!!! Работы сдать ДО 18.01.21
Комментарии
Отправить комментарий