Литература.
11 класс. 15.01.21.
Тема:
Публичное выступление. Общие принципы, типы и жанры публичных выступлений.
Ход урока:
1. Посмотрите
видеоурок, перейдя по ссылке https://www.youtube.com/watch?v=LG9QH1LW-NE
2. Лекция учителя.(!Ознакомьтесь с материалами лекции, сделайте конспект в тетрадь)
- Сделать нашу речь убедительной очень
просто. Необходимо лишь небольшое усилие с вашей стороны, желание. В наше время
убеждение –это необходимость.
1. Общие особенности публицистического выступления.
Публицистическое выступление – это официальное выступление оратора (в основном – монолог) перед
непосредственно присутствующей в зале аудиторией.
2. Требования к выступлению.
Общие правила подготовки публицистического
выступления любого жанра практически одинаковы:
·
решительное начало
·
драматизм
·
сдержанная эмоциональность
·
краткость
·
диалогичность
·
разговорность
·
установление и поддерживание контакта с
аудиторией
·
понятность главной мысли
·
решительный конец
Первая фраза - главная в выступлении, она должна быть заранее продумана и
выучена, должна быть чёткой и понятной.
Драматизм – напряжение в тексте создаётся за счёт столкновения разных точек
зрения.
«Мир любит слушать о
борьбе». Корнеги
Краткость - соблюдение регламента.
Диалогичность – любое выступление несёт черты беседы (риторические вопросы).
Разговорность - стиль непринуждённой беседы (юмор, разговорные слова, меньше терминов и
иностранных слов).
Установление контакта с
аудиторией: демонстрируйте приветливость,
дружелюбие, смотрите на аудиторию, будьте готовы к вопросам.
Понятность главной мысли
– главная мысль должна быть сформулирована не менее 2-3 раз в ходе выступления,
но разными словами.
Решительный конец –
краткий, понятный, ясный, заранее продуманный. Окончательную фразу продумать и
произнести эмоционально, несколько замедленно, многозначительно.
Все эти задатки решаются
учебном курсе риторики.
Риторика – это наука об искусстве публичного выступления. В переводе с греческого
rhetorike – ораторское искусство. Она призвана научить нас, как эффективно при
помощи своей речи воздействовать на аудиторию, как достичь успеха,
выступая публично.
Это одна из древнейших
наук. Сложилась она в IV веке до Р.Х. в Греции. Основоположником её как науки
считается великий древнегреческий философ Аристотель. Его всемирно
известный труд широко известен и сейчас.
Среди великих античных
ораторов можно назвать Сократа и Платона – создателей теории
«Подлинного красноречия». Демосфен всей своей жизни доказал,
что любой человек способен обрести красноречие, ели упорно тренироваться и
стремиться к знаниям. Ему не было равных в судебных спорах. Цицерон –
оратор, политик, писатель. Его имя стало нарицательным. Блестящий теоретик, он
обобщил взгляды теоретиков и практиков красноречия. Квинтилиан – знаменитый
римский оратор, автор обширного сочинения в 12 книг по риторике Древней Греции
и Рима. Риторика продолжала жить и в средние века. В XX веке риторика входит в
науку о речевом воздействии, т.е. об эффективном публичном выступлении.
Ещё древние считали, что
любой текст публичного выступления имеет свою структуру. (презентация «Риторика
Древней Греции и Рима»)
4.Структура публичного
выступления.
Структура – это
составные части выступления и их расположение относительно друг друга.
Выступление обычно
строится по традиционной трёхчастной композиции: вступление, основная часть, заключение.
Во вступлении различают
зачин (цель – привлечь внимание аудитории) и завязку (объяснить тезис,
заинтриговать постановкой проблемы, показать актуальность вопроса).
Основная часть –
изложение выступления и аргументации тезиса.
Заключение может включать
как напоминание основной тезис, обобщение (вывод) и призыв (мобилизовать
слушателей на некоторую реакцию).
Структура выступления
должна быть понятной для слушателей.
Средства выделения
логических частей выступления: «начну с..», «теперь о..», «и наконец», «в
заключении отмечу, что..», «во-первых, во-вторых».
Больше 4 пунктов
доказательств или примеров для слушателей «много», лучше всего рассматривать 3
аргумента, вопроса.
5.Поведение оратора.
Подготовка к публичному выступлению.
К выступлению надо прийти
в хорошей психологической и физической форме.
Надо выбрать способ
подготовки к публичному выступлению.
Существует четыре
основных способа подготовки к публичному выступлению:
1.Экспромт – выступление
без подготовки.
2.План-конспект –
заранее подготовить план, где каждый пункт плана сопровождается кратким
указанием идей.
3.Текст высказывания –
готовится полный текст выступления, который затем в процессе выступления
полностью зачитывается.
4.Воспроизведение
наизусть –выступление заучивается и воспроизводится по памяти, без опоры на
какие-либо записи.
Считается, что лучший
способ – план-конспект – это тот идеал, к которому должны стремиться все
лекторы.
Что нужно знать о
поведении оратора во время выступления?
1. Продумать внешний вид
оратора. Слушатели не отделяют в процессе выступления сведения, которые
сообщает оратор, от личности самого оратора.
2. Надо выбрать
определённую риторическую позицию: информационная, позиция комментатора,
собеседника, советчика, эмоционального лидера.
3. Манеры выступления:
- Энергичность изложения
- Физическая бодрость, подвижность
- Уверенный внешний вид
- Дружеский интимный тон
- Умеренная жестикуляция
- Открытые позы
- Средний темп речи, избегайте больших пауз,
небольшие паузы делайте после важных мыслей.
6. Виды
выступлений.
Виды выступлений по
цели бывают:
- Информационные (научный
доклад, лекция, монолог учителя, рассказ о каком-либо случае, ответ
ученика на уроке).
Цель – сообщить
какую-нибудь информацию.
- Протокольно-этикетное (приветствие
официальной делегации, официальное поздравления юбиляра, вступительное
слово перед каким-нибудь официальным мероприятием, похвальное слово, речь
на традиционном митинге, официальный тост).
Цель – соблюсти некоторый общепринятый
ритуал, протокол, этикет.
- Развлекательные (тосты,
речи на банкетах, рассказы об интересных происшествиях, случай из жизни).
Цели – развлечь
собравшихся.
- Убеждающие призваны
показать правильность занимаемой оратором позиции, укрепить или изменить
мнение аудитории по этому вопросу (научные и политические дискуссии,
предвыборные, агитационные, рекламные выступления).
Цели, которые ставит оратор, могут
сочетаться, в результате чего выступления могут приобретать комплексный
характер.
Виды публичных выступлений по форме:
- доклад
- сообщение
- выступление
- лекция
- беседа
Доклад – развёрнутое сообщение, которое раскрывает какую-либо важную или
общественно-политическую проблему (от 10-15 мин. до 2-3 часов – доклад
правительства).
Сообщение – небольшое по времени выступление (5- 10 мин.),в котором рассматривается
один небольшой вопрос или проблема. Сообщение готовится заранее.
Выступление – краткое, заранее подготовленное сообщение при обсуждении кого-либо
заранее объявленного вопроса (1-5 мин.). Бывает импровизированное.
Лекция – связанное развёрнутое научное или научно-популярное изложение какого-либо
вопроса специалистом (в вузе, школе, научно-популярная лекция для широкого
круга слушателей – 20-30 мин.). В лекции должны быть выделены основные вопросы
(пункты).
Беседа – развёрнутый, подготовленный диалог со слушателями (в небольшой аудитории
предполагает монолог и ответы на вопросы по поводу изложенного материала).
7.Рассуждение. Аргументация.
Под аргументацией понимается процесс
привидения доказательств, объяснений, примеров для обоснования какой-либо мысли
перед слушателями или собеседником.
Тезис – это главная мысль выступления, главное утверждение оратора, которое
он старается обосновать, доказать.
Аргументы – это доказательства, приводимые в поддержку тезиса: факты, примеры,
утверждения, объяснения, всё, что может подтвердить тезис.
От тезиса к аргументам можно поставить
вопрос ПОЧЕМУ? а аргументы отвечают: ПОТОМУ, ЧТО.
Телевизор смотреть полезно – тезис
выступления.
Аргументы – потому что:
По телевизору мы узнаём новости.
По телевизору сообщают прогноз погоды.
По телевизору мы смотрим учебные
программы.
По телевизору показывают интересные
фильмы.
Аргументы бывают двух типов: «за» (за
свой тезис) и «против» (против чужого тезиса).
Аргументы «за» должны быть:
·
правдивыми, опираться на источники и
авторитеты
·
доступными, понятными
·
отражать объективную реальность
Аргументы «против»
должны быть убедительными.
Аргументы надо приводить
в системе.
Убедительность
аргументов.
Можно выделить ряд
типовых аргументов, которые считаются сильными в большинстве случаев.
К таким аргументам
обычно относятся:
- научные аксиомы
- положения законов и официальных документов
- законы природы
- заключения экспертов
- ссылка на признанные авторитеты
- цитаты из авторитетных источников
- показания очевидцев
- статистические данные
Оптимальное число
аргументов – 3
Правила эффективной
аргументации
- Обращайтесь
к фактам и примерам, вызывающим эмоции, а не к самим эмоциям.
- Не
злоупотребляйте логическим давлением.
- Обращайтесь
к жизненно важным для слушателей фактам («это поможет вам обрести
здоровье»).
- Персонифицируйте
свои идеи (превращайте обсуждение идей в обсуждение людей). В логике такой
аргумент называется «аргумент к человеку».
- Отвлекайтесь
в изложении от основной темы, дайте возможность слушателям немного
расслабиться.
- Используйте
парадоксальные аргументы. Гельвеций писал: «…бывают люди, которых надо
ошеломить, чтобы убедить». Такой способ чаще встречается в рекламе.
- Демонстрируйте
некоторое превосходство над слушателями (показывайте свою образованность,
цитируйте известных художников слова, умеренно используйте иностранные
слова и термины). Этот аргумент называют «аргумент к невежеству».
- Будьте
лаконичны.
- Используйте
цифры.
- Используйте
юмор.
Отметим, что эти приёмы имеют яркую
национальную окраску. Они работают в русской аудитории, но будут иными в
американской, японской (ссылка на Библию).
Работа над речевой формой выступления.
Необходимо предварительно поработать над написанным вами текстом
выступления. Чтобы этот текст был удобен для устного воспроизведения –
«орализация текста», превращение устного текста в письменный.
Правила орализации:
- Разговорность стиля
- Простота изложения (объяснение сложных слов и
понятий через простые – приём популяризации; простые
синтаксические конструкции – приём упрощения синтаксиса; цифр должно быть
немного, их лучше округлять, необходимо указывать точный источник
приводимых статистических данных)
- Конкретность лексики (приём конкретизации –
заменить отвлечённые понятия на более конкретные: работники бюджетной
сферы – врачи, учителя и т. д.; вместо существительных – глаголы: вскрытие
–вскрывать)
- Разнообразие номинативных средств
- Риторические фигуры: повтор, риторический
вопрос, анафора, эпифора, градация, антитеза, перечислительный ряд,
аналогия, гипербола, инверсия, фразеологизмы, крылатые выражения,
поговорки и пословицы, цитаты.
Все перечисленные риторические фигуры способствуют усилению
воздействующей силы устного высказывания. Любой из этих приёмов может
быть эффектным, если он один. Большое число риторических фигур в устной
речи либо их однообразие способно дать обратный эффект.
II Практическая работа.
-Ознакомление с параграфом 31
III Задание на дом: составить текст в жанре убеждающего выступления на одну из тем:
1. Хорошие манеры.
2. Писать письма не модно.
3. Человек живёт по правилам.
4. На свете много хороших профессий.
5. Книга моей жизни.
6. Отцы и дети – вечная проблема.
7. Есть ли польза от «2»?
8. Музыка в моей жизни
!!! РАБОТЫ
ПРИСЛАТЬ ДО 18.01.21.
Комментарии
Отправить комментарий