Русский
язык. 9 класс. 13.01.21
Тема:
Сложноподчиненные предложения с придаточными степени, образа действия,
сравнительными.
Ход урока:
1. Орг. момент.
1.Зачем нужно изучать русский язык?
Необыкновенный язык наш есть тайна. И
каждый урок мы пытаемся тайну эту разгадать, раскрыть, ведь чем лучше, чем
глубже человек знает язык, тем богаче и точнее будут выражены его мысли.
А мне сегодня очень важно услышать ваши
мысли!
И я приглашаю вас начать разгадывать тайны
языка.
Основное условие нашего общения на уроке –
не бойтесь ошибиться, ведь как гласит русская пословица: не ошибается тот, кто
ничего не делает. У вас есть возможность проявить себя, высказать свое мнение,
получить оценку, а главное – получить знания.
2.Ход урока.
Почитайте высказывание французского
писателя-романтика XIX века Виктора Гюго. Вдумайтесь в содержание. Определите
тему и основную мысль.
Любовь – это дерево. Оно вырастает само
собой, оно пускает корни во все наше существо. И нередко продолжает так
зеленеть и цвести, что пробивается сквозь развалины нашего сердца. Любовь
настолько всесильна, что перерождает и нас самих.
Анализ текста.
1. Понравилось высказывание? Чем? О чем
оно? Как вы его поняли?
Создание проблемной ситуации.
1. Найдите в тексте СПП. В чем отличие
сложносочиненного предложения от сложноподчиненного? Задайте вопрос от главного
предложения к зависимому, на какие вопросы отвечают придаточные 3 и 4
предложения?
2. Как будет называться придаточное
предложение, отвечающее на вопросы: как? каким образом? насколько?
Одну из тайн вы сегодня разгадали – тему
нашего урока. Давайте ее запишем: Придаточные образа действия и степени.
3. А теперь подумайте, ребята, какую роль
эти предложения играют в тексте?
Придаточные образа действия и
степени являются художественным средством выразительности. Они создают яркий
образ, придают описанию красочность, точность, выразительность.
Ознакомьтесь с теоретическим
материалом на стр.94 – 95. !
Выполнение тренировочного упражнения №2
А теперь давайте попробуем создать
предложения с придаточными образа действия и степени.
Домашнее
задание: В упражнении №2 (упражнение
дано ниже) даны главные предложения. Ваша задача – закончить предложения,
используя придаточные образа действия и степени, и построить схемы этих
предложений.
Правильно задавать вопросы к придаточному
предложению, строить схемы вам поможет карточка-информатор. Она поможет
обобщить и систематизировать изученный материал дома.
4.Рефлексия.
Мы сегодня познакомились с
придаточными образа действия и степени, узнали, на какие вопросы отвечают,
какими союзами присоединяются к главному предложению, какую роль играют в
художественном и деловом текстах. Мы научились использовать СПП с придаточными образа
действия и степени в устной и письменной речи.
Спасибо за общение.
Приложение № 1
Карточка-информатор
Придаточное образа действия и степени
1.Придаточное
предложение образа действия и степени раскрывает образ действия, способ
действия, а также степень признака (в большей или меньшей степени проявляется
признак).
2.Придаточное предложение
образа
действия и степени отвечает на вопросы: как? каким образом? в какой мере? в какой
степени? и присоединяется к главному предложению при помощи союзов (что, чтобы как, будто,
как будто, словно), союзных слов (как, насколько).
Примеры:
1) Князь Андрей умел
поставить себя так, что его уважали и даже
боялись. (Л.Толстой.)
2) В русской земле столько прелести, что всем художникам
хватит на тысячи лет.
(К.Паустовский.)
Схемы:
1) […глаг. + указ. сл. так ], (союзн. сл. как…).
2 )[…указ. сл. так + наречие ], (союз
что…).
3) […указ. сл. так + кр.
прил.], (союзн. сл. как…).
4) [… указ. сл. такой + полн. прил.],
(союз что…).
5 […такой + полн. прил. + сущ.], (
союз как будто…).
6)[…глаг. + указ.
сл. настолько], (союз. сл. насколько…).
Роль придаточных
образа действия и степени в тексте.
Многие придаточные образа действия и степени
имеют оттенок сравнения, если присоединяются к главной части сравнительными
союзами как, как будто, будто, словно, точно. Такие предложения
часто используются в художественных текстах и придают яркую образность и
выразительность описаниям, например:
Тихое утро полно такой свежести, будто воздух промыли
родниковой водой. (К.Паустовский.)
Домашнее упражнение №2
Закончите предложения так,
чтобы получились сложноподчиненные предложения с придаточными образа действия и
степени. Постарайтесь, чтобы каждое предложение содержало яркое и красочное
описание. Составьте схемы предложений.
1) Я чувствую в
душе такую радость, что … .
2) Он
смеялся так громко, что … .
3) Мы были такие счастливые, будто … .
3) Я думаю, что любовь – это … .
! Работы прислать ДО18.01.21
Комментарии
Отправить комментарий