Русский язык. 9 класс. 13.01.21

Тема: Сложноподчиненные предложения с придаточными степени, образа действия, сравнительными.

                                                           Ход урока:

1. Орг. момент. 

1.Зачем нужно изучать русский язык?

Необыкновенный язык наш есть тайна. И каждый урок мы пытаемся тайну эту разгадать, раскрыть, ведь чем лучше, чем глубже человек знает язык, тем богаче и точнее будут выражены его мысли.

А мне сегодня очень важно услышать ваши мысли!

И я приглашаю вас начать разгадывать тайны языка.

Основное условие нашего общения на уроке – не бойтесь ошибиться, ведь как гласит русская пословица: не ошибается тот, кто ничего не делает. У вас есть возможность проявить себя, высказать свое мнение, получить оценку, а главное – получить знания.

2.Ход урока.

Почитайте высказывание французского писателя-романтика XIX века Виктора Гюго. Вдумайтесь в содержание. Определите тему и основную мысль.

Любовь – это дерево. Оно вырастает само собой, оно пускает корни во все наше существо. И нередко продолжает так зеленеть и цвести, что пробивается сквозь развалины нашего сердца. Любовь настолько всесильна, что перерождает и нас самих.

Анализ текста.

1. Понравилось высказывание? Чем? О чем оно? Как вы его поняли?

Создание проблемной ситуации.

1. Найдите в тексте СПП. В чем отличие сложносочиненного предложения от сложноподчиненного? Задайте вопрос от главного предложения к зависимому, на какие вопросы отвечают придаточные  3 и 4 предложения?

2. Как будет называться придаточное предложение, отвечающее на вопросы: как? каким образом? насколько?

Одну из тайн вы сегодня разгадали – тему нашего урока. Давайте ее запишем: Придаточные образа действия и степени.

3. А теперь подумайте, ребята, какую роль эти предложения играют в тексте?

 Придаточные образа действия и степени являются художественным средством выразительности. Они создают яркий образ, придают описанию красочность, точность, выразительность.

Ознакомьтесь с теоретическим материалом на стр.94 – 95. !

Выполнение тренировочного упражнения №2

А теперь давайте попробуем создать предложения с придаточными образа действия и степени.

Домашнее задание:  В упражнении №2 (упражнение дано ниже) даны главные предложения. Ваша задача – закончить предложения, используя придаточные образа действия и степени, и построить схемы этих предложений.

Правильно задавать вопросы к придаточному предложению, строить схемы вам поможет карточка-информатор. Она поможет обобщить и систематизировать изученный материал дома.

4.Рефлексия.

 Мы сегодня познакомились с придаточными образа действия и степени, узнали, на какие вопросы отвечают, какими союзами присоединяются к главному предложению, какую роль играют в художественном и деловом текстах. Мы научились использовать СПП с придаточными образа действия и степени в устной и письменной речи.

Спасибо за общение.

Приложение № 1

                                       Карточка-информатор

 Придаточное  образа действия и степени

1.Придаточное предложение образа действия и степени раскрывает образ действия, способ действия, а также степень признака (в большей или меньшей степени проявляется признак).

2.Придаточное предложение  образа действия и степени отвечает на вопросы:  как? каким образом? в какой мере? в какой степени? и присоединяется к главному предложению при помощи союзов (что, чтобы как, будто, как будто, словно), союзных слов (как, насколько).

Примеры:

1) Князь Андрей умел поставить себя так, что его уважали и даже боялись. (Л.Толстой.)

2) В русской земле столько прелести, что всем художникам хватит на тысячи лет.

(К.Паустовский.)

Схемы:

1) […глаг. + указ. сл. так ], (союзн. сл.  как…).

2 )[…указ. сл.  так + наречие ], (союз  что…).

3) […указ. сл. так +  кр. прил.], (союзн. сл.  как…).

4) [… указ. сл. такой + полн. прил.], (союз  что…).

5 […такой + полн. прил. + сущ.], ( союз  как будто…).

6)[…глаг. +  указ. сл. настолько], (союз. сл. насколько…).

 Роль придаточных образа действия и степени в тексте.

Многие придаточные образа действия и степени имеют оттенок сравнения, если присоединяются к главной части сравнительными союзами как,  как будто, будто, словно, точно. Такие предложения часто используются в художественных текстах и придают  яркую образность и выразительность описаниям, например:

Тихое утро полно такой свежести, будто воздух промыли родниковой водой. (К.Паустовский.)

 

Домашнее упражнение №2

Закончите предложения так, чтобы получились сложноподчиненные предложения с придаточными образа действия и степени. Постарайтесь, чтобы каждое предложение содержало яркое и красочное описание. Составьте схемы  предложений.

1) Я чувствую в душе такую радость, что … .

 2) Он смеялся так громко, что … .

3) Мы были такие счастливые, будто … .

 3) Я думаю, что любовь – это … .

! Работы прислать ДО18.01.21

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога