Русский язык.  6 класс. 12.01.21

Тема: Правописание суффиксов -чик-/-щик-; -ек-/-ик- в именах существительных

Цели: совершенствовать знания об однокоренных словах и значимых частях слова; учить разбирать слова по составу, объяснять значения суффиксов.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Устно ответить на вопрос

- Что такое суффикс? Для чего он служит?

 III. Актуализация знаний

1. Фронтальная работа

- Подберите к прилагательным однокоренные существительные и запишите их. Выделите в словах суффиксы. (Письменно в тетради)

Толстый, болтливый сильный, храбрый, дикий.

- Как найти в слове суффикс?

2. Самоопределение к деятельности

Суффиксы -ик-, -ишк-, -ищ-

Суффиксы -ик-, -ишк-, -ищ- жили за корнем, как и все остальные суффиксы, -ик- был очень ласковый, -ишк- обо всех говорил с насмешкой. -ищ- был очень маленький, и ему всё казалось большим.

Вот пошли они на работу. Работали они в тетради, им нужно было образовывать слова.

В тетради было написано: «Маленький дом».

«Домик», - написал -ик-.

«Большой дом»

«Домище», - писал -ищ-.

«Старый, дряблый дом».

«Домишко», писал -ишк-.

Но тут они призадумались. На следующей строчке было сказано, что нужно одним словом назвать человека, который имеет дело с камнем.

В это время суффикс -щик- рядом с ними образовывал слово бетонщик. -ИК- догадался позвать на помощь суффикс -щик-, и тот написал слово каменЩИК, крупно выделив своё имя. Суффиксы -ик-, -ишк-, -ищ-, -щик- были очень довольны, что так хорошо закончили работу, и все вместе пошли домой.

Дома их всех ждал вкусный торт.

- Тортик! - закричал -ик-.

- Тортишко, усмехнулся -ишк-,

- Тортище, - сказал -ищ-.

- Тортильщик, - сказали они все вместе и засмеялись, потому что это было неправильно.

- Сформулируйте тему урока.

ІV. Работа по теме урока

1.Посмотрите видеоуроки по ссылке

https://www.youtube.com/watch?v=zhxRW5Sm2FA;

https://www.youtube.com/watch?v=f_WtODoiLlI

 

2. Ознакомьтесь с теоретическим материалом учебника на стр.94

3. Выпишите правила в тетрадь-справочник. Выучите их

4. Игра «Хитрые вопросы» (устно)

-Как большой дом превратить в маленький? (Добавить суффикс -ик-.)

- Можно ли рыбу превратить в человека? (Можно, добавив суффикс -ак-.)

- Что нужно отбросить трактористу, чтобы получить машину?

 V. Подведение итогов урок

- О каких суффиксах вы сегодня узнали? Когда они пишутся? (Проверьте устно свои знания)

VІ.Домашнее задание: упр.133, упр.134 ! Работы прислать ДО 15.01.21

 

 

 

 

 

 

 

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога