11.01.21. Литература 7 класс
Тема: Н.В.Гоголь "Тарас Бульба" Сопоставление образов Остапа и Андрия. Составление плана сравнительной характеристики на материале повести Н.В.Гоголя "Тарас Бульба"
Работа по теме урока.
1. Особенности творчества Н. В. Гоголя. Н.В. Гоголь с ранней юности интересовался историей своего родного края — Малороссии (Великие Сорочинцы Полтавской губернии). Его отношение к украинской культуре и политической роли украинского народа менялось в различные периоды творчества писателя — Гоголь и восхищался яркими, самобытными представителями своей родины, и пессимистически смотрел на их попытки возвыситься над другими народами, и считал, что большинство заслуг украинцев перед Отечеством бесследно кануло в Лету. Благодаря своей природной интуиции, способности видеть характерные черты людей и художественно описывать их, Гоголь сумел создать необыкновенно выразительные и многогранные образы героических запорожских казаков — легендарных героев своего времени — безупречных, непобедимых
2. Сходство и различия в характерах Остапа и Андрия. « Повесть «Тарас Бульба была написана в 1835 году, но она детально описывает события 15 -начала 16 веков, ещё до присоединения Украины к России, когда отдельные княжества остались против многочисленных врагов.
- В чём своеобразие повести? В повести рассказывается о мужественной борьбе казаков против польской шляхты и католической веры? Раскрывается тема патриотизма
- Какую ещё проблему рассматривает автор в своей повести? Каким образом? Проблему подвига и предательства через образы Остапа и Андри
- Каковы истоки героизма Остапа и предательства Андрия? На этот вопрос мы постараемся ответить с вами в конце урока. А сейчас я предлагаю вам вернуться к началу повести и проследить основные этапы жизни Остапа и Андрия.
Сравним этих героев, так как именно сравнительная характеристика поможет нам найти ответ на наш вопрос
- С чего начинается повесть? С приезда сыновей Тараса в отчий дом из духовного училища. - Как выглядят Остап и Андрий, опишите их внешний облик. Крепкие, повзрослевшие. Остап более мужественный и суровый, а Андрий более красивый и милый - Как Тарас встречает сыновей. Какую оценку он даёт в первые минуты Остапу? Андрию? Как сыновья отвечают на насмешки отца.
- Прочитайте отрывок из повести «Учёба в бурсе». Подчеркните карандашом информацию, которая доказывает отношение героев к учёбе.
- Каким мы видим Остапа в Киевской академии? Почему он считался одним из лучших товарищей? Чем отличался Андрий от Остапа по участию в проказах?"
Они родились и выросли в совершенно одинаковых условиях, в одной и той же среде. Гоголь так описывает их: «Остап и Андрий только слезли с коней. Это были два дюжих молодца, еще смотревшие исподлобья, как недавно выпущенные семинаристы. Крепкие, здоровые лица их были покрыты первым пухом волос, которого еще не касалась бритва». Тем не менее, несмотря на выраженное внешнее сходство, характеры братьев, их поведение можно назвать диаметрально противоположными. Первые признаки различия проявились еще во время обучения сыновей Тараса Бульбы в бурсе. Остапу трудно давался процесс получения знаний, он не хотел и не мог учиться, даже несколько раз закапывал свой букварь. Лишь постоянные угрозы отца заставили его, несмотря на явное неприятие образования, остаться в бурсе. Но при этом Остап имел и свои достоинства: он был прекрасным товарищем, никогда не сваливал своей вины на окружающих, покорно принимал заслуженное наказание. Андрий, в отличие от брата, был изворотливым и хитрым. Он всегда увиливал от заслуженной порки, учился очень легко, охотно. Объединяло братьев стремление как можно скорее закончить обучение и принять участие в предстоящих битвах, совершив немало подвигов. Остап — «классический» воин, боец, надежный и верный друг. По характеру он спокоен, иногда излишне молчалив, рассудителен. Он стремится продолжать старинные традиции, чтит своих предков. Проблемы нравственного выбора для него не существует — Остап никогда не колеблется между личными эмоциями и долгом перед Отечеством. Его с уверенностью можно назвать цельной натурой. Являясь воином по своей природе, он безоговорочно принимает нравы и быт Запорожья, нравственные принципы и высокие идеалы своих боевых товарищей. Почтительное отношение к старшим по возрасту и званию у Остапа не переходит в чрезмерную угодливость, подхалимаж. Он может и хочет проявить собственную инициативу, но при этом уважает и мнение окружающих, прислушивается к нему. Но для Остапа имеет значение только мнение «братьев по оружию» — иноземцы и иноверцы остаются для него чужими, ничего не значащими людьми, пожалуй, не имеющими даже права на равное с ним существование. Мир Остапа прост и понятен — в нем существуют друзья и враги, все люди четко подразделяются на «чужих» и «своих». Политикой он не интересуется, ему чужды хитросплетения дипломатических интриг, поскольку он — истинный воин, отважный, прямодушный. Его характер полностью сформирован, словно высечен скульптором из единой глыбы мрамора. Именно поэтому дальнейшее нравственное развитие, совершенствование души для Остапа стало невозожным. Второй персонаж — Андрий — показан Гоголем в противопоставлении с Остапом. Несмотря на то, что Остап и Андрий были родными братьями, их характеры полностью противоположны. Остапа можно назвать выходцем из «героической эпохи», прямолинейным и при этом достаточно примитивным. Андрий же — продукт более поздней цивилизации, он обладает гибкостью, некоторой утонченностью, интересуется политическими новостями, торговлей и другими вещами, не имеющими непосредственного отношения к происходящим сражениям. Андрий чутко воспринимает чужую культуру, у него есть зачатки художественного вкуса, способности к пониманию искусства. При этом как воин он не слабее своего брата Остапа — Андрий также проявляет отвагу и смелость в бою. Но при этом он способен абстрагироваться от реальных событий, сделать самостоятельный выбор в сложной ситуации. Повинуясь охватившей его ослепляющей страсти, Андрий переходит во вражеский стан, но при этом он не просто «продается» иноверцам — он хочет сражаться не за абстрактную «Отчизну», а за свое, личное счастье, которое будет немыслимым без любимой женщины. Андрий не хочет участвовать в сражении только потому, что его предки передали ему определенные традиции, духовное наследство — ему необходимо сделать собственные выводы из происходящих событий. Несчастьем Андрия, впоследствии ставшим причиной его гибели, стала встреча с молодой польской девушкой, которую он впервые увидел в Киеве. По воле судьбы его любимая оказалась в городе, осажденном казаками. Встретившись с ней ночью, Андрий понял, что без нее не сможет жить. Он восклицает: «Нету меня никого! Никого, никого! Отчизна моя — ты... И все, что ни есть, продам, отдам, погублю за такую отчизну...». 3. Проблема нравственного выбора. Настоящей трагедией для Тараса Бульбы стало появление сына во главе вражеского полка. Это было страшным позором, предательством по отношению к Отчизне, заветам предков, всему казачьему войску. Не случайно убийство сына-предателя стало для Тараса долгом перед товарищами, очищением от позора — он не мог вытерпеть надругательства надо всем, что было ему дорого. В отличие от Андрия, Остап до последних минут жизни сохранил верность своей Отчизне, своему духовному долгу перед соотечественниками. Даже попав в польский плен, он выдержал все пытки, не проронив ни единого звука. Его силу поддерживала верность духовным идеалам отцов и дедов, уверенность в том, что он терпит муки за правое дело, и что его товарищи непременно отомстят за него.
Экспертный лист №1
Остап Бульба.
Дайте характеристику герою, опираясь на схему.
Экспертный лист №2
Андрий Бульба.
Дайте характеристику герою, опираясь на схему.
План
Характеристики литературного героя
1. Место, занимаемое героем в произведении.
2. Общественное, семейное положение героя, обстановка, в которой живёт герой.
3. Манера держаться, внешность, особенности костюма.
4. Речь героя.
5. Поступки, особенности поведения, деятельности, влияние на окружающих.
6. Понимание героем цели жизни, его основные интересы.
7. Чувства литературного героя, его отношение к другим действующим лицам.
8. Отношение других лиц к герою.
Выберите только те отрывки повести, которые касаются вашего героя (индивидуально).
Объедините их так, чтобы получилась цельная характеристика (в паре).
Обсудите результат каждого и объедините их (в группе).
Заполните постер.
4. Подведение итогов урока. Именно в Остапе, Тарасе и других запорожцах воплотилась мечта писателя о великом служении общему делу. Обращение к прошлому, к трагическим страницам истории – не уход от действительности, а ответ на волновавшие Гоголя вопросы о месте человека в обществе и политической жизни страны, о том, каким должен быть человек.
5. Д.З.: 1.Подготовить письменную характеристику Остапа и Андрия, можно использовать метод "Даймонд" (в рабочей тетради). Работы сдать на Viber в личку ДО15.01.21 (!!!Будьте внимательны! окончательный срок сдачи работ 14.01.21 18.00. Работы, присланные позже проверяться НЕ будут, т.к. уже будет выставлен отрицательный балл)
Комментарии
Отправить комментарий