11.01.21 Литература 5 класс
Тема: О.Уайльд «Мальчик-звезда».
Внутрення и внешняя красота человека,
конфликт жестокости, эгоизма и добра в сказке.
Цели: помочь учащимся понять нравственный смысл сказки, продолжить работу по развитию навыков связной речи учащихся, формировать умение давать развернутые ответы на вопрос, побудить учащихся к размышлениям об истинной красоте человека, способствовать формированию у них чувства ответственности за свои поступки.
…что есть красота?
И почему её обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде?
Н.Заболоцкий
Ход урока:
1. Посмотрите видеоурок, перейдя по ссылке https://www.youtube.com/watch?v=3bkty32Mx-s
- Ребята, сегодня мы продолжаем работу по сказке О.Уайльда «Мальчик-звезда».
Надеюсь, что все мы будем работать дружно, активно, узнаем много нового и
настроение у всех будет отличное.
2. Актуализация опорных знаний.
- Определить тему нашего разговора на уроке
поможет кроссворд. Восстановив предложения, вы узнаете ключевое слово
сегодняшнего урока .
1. По вертикали
•
1.
«Среди толпы, оттеснившей стражу,
стояла нищенка, которая была его матерью, а рядом с ней стоял …»
•
2.
«Воистину у тебя каменное …, и
жалость тебе неведома.»
•
3.
«Лучше бы тебе не приходить сюда и
не позорить меня, ведь я думал, что моей матерью была Звезда, а не какая-то …»
•
4.
«В доме, где живут люди с каменными
сердцами, всегда будет стужа, — сказал….»
•
5.
«И он не дозволял никому обращаться жестоко с птицами
и лесными зверями и всех учил добру, любви и …»
•
6.
«Но правил он недолго. Слишком
велики были его муки, слишком тяжкому подвергся он испытанию — и спустя три
года он умер. А преемник его был…»
•
7.
«Не иначе как это мне … за мой
грех.»
|
|
3.н |
|
|
|
|
|
|
и |
|
|
|
|
|
|
щ |
|
|
|
|
1.
п |
|
е |
|
5. м |
|
7. н |
р |
2.
с |
н |
4. л |
и |
|
а |
о |
е |
к |
е |
л |
|
к |
к |
р |
а |
с |
о |
т |
а |
а |
д |
|
о |
с |
и |
з |
ж |
ц |
|
р |
е |
р |
а |
ё |
е |
|
у |
р |
а |
н |
н |
|
|
б |
д |
н |
и |
н |
|
|
|
и |
|
е |
ы |
|
|
|
е |
|
|
й |
|
|
|
|
|
|
3. Мотивация учебной деятельности.
Беседа
- Какое ключевое слово нашего урока?
(Красота)
- Обратимся к эпиграфу урока. Как вы понимаете слова Н.Заболоцкого?
- А хотели бы вы разобраться,
какого человека можно назвать красивым?
- Именно об этом мы и поговорим на уроке, а также подготовимся к написанию
сочинения «Красивый человек. Какой он?»
4. Работа над темой урока
1.Работа с толковым словарем
- Мы уже не раз сталкивались с понятием красота. Давайте найдем в словаре,
что означает это слово.
КРАСОТА, -ы, мм. -оты,
-от, -отам, ж. 1. ед. Все красивое, прекрасное,все то, что доставляет
эстетическое и нравственное наслаждение. К. русской природы. К. поэтической
речи. Отличаться красотой. Для красоты (чтобы былокрасиво; разг.). 2. мн.
Красивые, прекрасные места (в природе, вхудожественных произведениях). Красоты
юга. Красоты стиля. 3. красота!, взнач. сказ. О чем-н. очень хорошем, впечатляющем,
блеск (в 3 знач.) (разг.).Погуляли, искупались. K.I II увел. красотища, -и, ж.
(к 1 и 3 знач.;прост.).
(Словарь С.И.Ожегова)
2. Работа в тетради
- Люди с древнейших времен искали
ответ на вопрос «В чем красота человека?». Их представления об этом отразились
в пословицах и поговорках. Соедините
части пословиц, запишите их в тетрадь.
Не гонись за красотой, |
а тот
хорош, кто для дела гож. |
Красота без разума |
да не
будь спесив. |
Будь
красив, |
да нехороша речами. |
Не тот
хорош, кто лицом пригож |
а нутром никудышный. |
Видом пышный |
а гонись за добротой. |
Хороша очами, |
пуста. |
3. Продолжение беседы
- Какую красоту внешнюю
или внутреннюю больше ценят в народе?
- А в сказке О.Уайльда о
какой красоте идет речь? (О внешней и внутренней)
4. Построение
развернутого ответа на вопрос.
- Можно ли назвать Мальчика-звезду истинно красивым?
Создайте собственное
высказывание по формуле (метод PRES)
П – позиция
О – объяснение (или обоснование)
П – пример
С – следствие (или суждение)
Первое из предложений
(позиция) должно начинаться со слов:
«Я считаю, что…».
Второе предложение
(объяснение, обоснование своей позиции) начинается со слов:
«Потому что …».
Третье предложение
(ориентированное на умение доказать правоту своей позиции на практике)
начинается со слов:
«Я могу это доказать…
(пример или цитата)».
И, наконец, четвертое
предложение (следствие, суждение, выводы) начинается со слов:
«Исходя из этого, я делаю
вывод о том, что…».
5. Составление
кластера
- Какого человека мы можем назвать истинно
красивым? (Того, кто обладает красотой души.)
сочувствие,
самопожертвование
благодарность,
- Кому из героев присущи эти качества? (Матери
мальчика, Лесорубу и его жене, дочери Лесоруба)
7. Построение развернутого ответа на вопрос (метод PRES)
- Смог ли Мальчик-звезда
стать истинно красивым?
8. Прочитайте
высказывания, прокомментируйте одно из них.
Копилка мудрых мыслей
В человеке всё должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и
душа, и
мысли…
А.П. Чехов
Красота не в лице, красота — это свет в сердце.
Красота хороша, только когда она сама себя не замечает.
Не всякая красота внушает любовь: иногда она радует взор, но
не покоряет сердца.
9. Коллективное составление плана сочинения
«Красивый человек. Какой он?» (По
сказке О. Уайльда «Мальчик-звезда»)
План
1. Человечество в поисках красоты.
2. Внешняя красота «радует взор, но не покоряет сердца»:
а) описание внешней красоты героя;
б) черты характера и поступки Мальчика-звезды в начале
сказки;
в) наказание за зло – некрасивая внешность и одиночество.
3. Истинная красота- красота душевная:
а) осознание ошибок и
раскаяние героя;
б) готовность Мальчика- звезды к самопожертвованию;
в) награда за
душевную красоту.
4. Гармония внешней и внутренней красоты.
Сегодня я узнал...
Было трудно…
Я понял, что…
Я научился…
Я смог…
Было интересно узнать, что…
Меня удивило…
Мне захотелось…
Домашнее задание: написать сочинение.
«Красивый человек. Каков он ?»
!!!Работы прислать ДО 18.11.21
Всем удачи и здоровья!
Комментарии
Отправить комментарий